Прошло три месяца с тех пор, как у стен Кремля в Москве был убит один из ведущих российских оппозиционеров Борис Немцов. Неудивительно, что виновные в совершении этого наглого убийства не найдены, хотя пару предполагаемых исполнителей удалось арестовать. Смерть Немцова пополнила длинный список нераскрытых политических убийств, совершенных при режиме Владимира Путина как внутри России, так и за ее пределами. Некоторых убили прямо на улице, как Немцова и журналистку Анну Политковскую. Других отравили экзотическими ядами, как бывшего сотрудника КГБ Александра Литвиненко, погибшего в Лондоне от редкого радиоактивного вещества, полония.
Поэтому вполне понятно, что друзья оппозиционного активиста Владимира Кара-Мурзы забили тревогу, когда он во вторник внезапно потерял сознание в своем московском офисе и был срочно доставлен в больницу. Через несколько часов средства массовой информации стали противоречиво сообщать, что 33-летний Кара-Мурза болен то двусторонней пневмонией, то панкреатитом, то почечной недостаточностью. Его жена, живущая с тремя детьми в Вашингтоне, рассказала нам, что «окончательного диагноза пока нет, однако вполне возможно, что это было отравление». Она заявила, что муж в четверг по-прежнему находился в крайне тяжелом состоянии, и в сознание не пришел.
Кара-Мурза был близким соратником Немцова и прочих лидеров российской оппозиции и часто сопровождал их в поездках в Вашингтон. В то время, как другие диссиденты в условиях ужесточения путинских репрессий покидали страну, этот молодой активист смело возвращался в Москву, где работал координатором организации «Открытая Россия», спонсором которой является живущий в изгнании оппозиционный лидер Михаил Ходорковский. Внезапная болезнь настигла Кара-Мурзу на следующий день после того, как организация показала фильм о зловещем правителе Чечни и близком сподвижнике Путина Рамзане Кадырове, которого подозревают в причастности к целому ряду политических убийств.
Мы восхищаемся исключительной решимостью и мужеством таких россиян, как Кара-Мурза, которые продолжают документировать и рассказывать о фактах коррупции и преступном характере путинского режима даже после смерти многих своих коллег. Однако нас поражает благодушие, проявляемое западными странами в отношении жестоких нападений на мирных оппонентов власти в стране, которая хочет, чтобы к ней относились как к мировой державе, и часто добивается своего. Трудно представить себе страну, кроме Северной Кореи, где политические убийства получили такое распространение, как в России. Однако западные руководители почти ничего не говорят об этих убийствах и продолжают относиться к Путину как к цивилизованному государственному деятелю и потенциальному партнеру в решении таких проблем, как гражданская война в Сирии.
Мы желаем Кара-Мурзе скорейшего выздоровления от его недуга, каким бы он ни был. Его семья обратилась за помощью к израильским токсикологам и надеется вывезти его на лечение за рубеж. Но не будет никакого сюрприза, если причины его болезни так и останутся невыясненными или достаточно неопределенными, чтобы их смогли проигнорировать люди, не желающие признавать правду о кровожадном российском режиме.