События, выходящие на первый план в контексте «нового Китая» и «былой России», подтолкнули США к новым изысканиям в глобальном и региональном масштабах. Поняв, что с дуэтом Россия — Китай им в одиночку не сладить, США стали смотреть, какие карты у них есть на руках. Наиболее явный показатель — примеры Индии, Японии, Пакистана и Турции.
Особую важность здесь представляет политика США применительно к Японии и Пакистану. Вашингтон пытается вернуть под свой контроль Пакистан, который в значительной мере стал смещаться в сторону китайской оси. В этом Белому дому помогает политика «кнута» и «пряника».
Этот метод многим из нас хорошо известен. Это операции, осуществленные с применением беспилотных летательных аппаратов на линии Афганистан — Пакистан, и «небрежные» массовые убийства. До сих пор живы в памяти угрозы откинуть Пакистан в каменный век.
Но, ударяя по Пакистану, США еще больше подталкивают его в объятия Китая. Пакистан, союзнические отношения с которым прошли через глубокое потрясение с вмешательством Америки в Афганистан и приблизились к точке разрыва, все больше отдает приоритет Китаю в области безопасности и внешней политики.
Руководство Исламабада, которое в значительной степени опирается на Китай (при этом не стоит упускать из виду и измерение, связанное с Турцией), пытается развивать новую модель отношений с администрацией Вашингтона.
Возврат к вынужденному союзу?
Вашингтон, старающийся восстановить союзнические отношения с Пакистаном с 2012 года, хочет воспользоваться ситуацией в Афганистане. Вспомните многозначительное заявление госсекретаря Керри о намерении США развивать сотрудничество с Пакистаном в области безопасности. Здесь же передача Пакистану 14 истребителей, 59 учебно-тренировочных самолетов в рамках соглашения о повышенных мерах обороны, а также поставка 374 бронетранспортеров, которые американская армия ранее использовала в Афганистане и Ираке.
Да, США вновь вооружают Пакистан, и полагать, что это происходит только в контексте борьбы с терроризмом, конечно, слишком наивно. Здесь явно просматривается желание США указать Пакистану на китайскую угрозу, мобилизовав хрупкое стратегическое партнерство, основанное на привычных с начала холодной войны геополитических причинах.
Может ли Пакистан позволить себе отказаться от этого? В нынешних условиях это достаточно сложно. Позиции Пакистана существенно ослабляют проблемы с Афганистаном и Индией из-за ситуации, сложившейся вокруг таких территорий, как Вазиристан и Кашмир, а роль, которую могут сыграть здесь США, делает неизбежной проведение более осторожной политики.
Если на Пакистан начнут серьезно давить, ему не просто придется отказаться от притязаний на территории Кашмира, за одну-две недели он вполне может оказаться на пороге распада. У США здесь возможностей хватает с лихвой. Достаточно лишь бегло взглянуть на карту проекта «Большой Ближний Восток» и границы «Свободного Белуджистана». Следовательно, Пакистан подталкивают к сложным решениям, заставляя сделать выбор между США и Китаем.
Возвращение Японии?
Как видно на примере Пакистана, напряжение между США и дуэтом Китай — Россия заставили Вашингтон утроить усилия по созданию региональных союзов и партнерств. В этой связи для США немаловажны последовательное вооружение Японии, которая была жестоко наказана в ходе Второй мировой войны и после нее, а также ее вывод за пределы мирной политики.
С точки зрения Японии, мало что может быть важнее перспективы участия в региональной политике в качестве военной силы в период, когда Пекин навязывает США такую реалию, как «новый Китай», в рамках нового, более справедливого передела сфер влияния.
Как известно, Япония, которая через наращивание оборонного бюджета мстит Китаю за объявление зоны ПВО в Восточно-Китайском море в конце 2013 года, приняла решение в ближайшие пять лет увеличить расходы на оборону до 174 миллиардов евро. В этой связи токийские власти заявили о планах по приобретению беспилотных летательных аппаратов, подводных лодок, ракетных систем и самолетов, способных взлетать и садиться на суше и воде. Смысл этих приобретений очевиден. Япония включилась в стремительную гонку вооружений, и не похоже, что сотрудничество с американскими фирмами ограничится одной покупкой оружия.