Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зачем правительству Украины право вводить мораторий на выплату внешнего долга?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
19 мая мировое информационное сообщество всколыхнула новость из Украины: парламент страны наделил правительство правом в период до 1 июля 2016 года вводить мораторий на выплату госдолга коммерческим кредиторам. Принятие этого закона породило разговоры о том, что Украина отказывается выполнять свои финансовые обязательства и находится в шаге от дефолта. Однако так ли это на самом деле?

Киев — 19 мая мировое информационное сообщество всколыхнула новость из Украины: парламент страны наделил правительство правом в период до 1 июля 2016 года вводить мораторий на выплату госдолга коммерческим кредиторам. Принятие этого закона породило разговоры о том, что Украина отказывается выполнять свои финансовые обязательства и находится в шаге от дефолта. Однако так ли это на самом деле?

Непосильное долговое бремя

В феврале 2014 года в Украине произошла смена власти. Новому руководству страны досталось от предшественников незавидное наследство — 72 миллиарда долларов государственного долга. До конца года 14 миллиардов из них были выплачены, однако для того чтобы свести концы с концами на фоне плачевного состояния национальной экономики и практически опустошенных золотовалютных резервов, правительству пришлось вновь обратиться за помощью к международным кредиторам и взять взаймы 9 миллиардов долларов. В текущем году украинские власти планируют действовать по той же схеме: погасить обязательства на сумму 12 миллиардов долларов, но при этом получить от внешних заемщиков 8 миллиардов долларов.

В качестве основного кредитора Украины, вероятней всего, выступит Международный валютный фонд (МВФ). В марте текущего года МВФ одобрил выделение Украине 17,5 миллиардов долларов США в рамках новой четырехлетней программы расширенного финансирования EFF. Первый транш объемом 5 миллиардов долларов был получен украинскими властями в середине марта. Между тем, все последующие транши фонд намерен выделять лишь по итогам оценочных миссий, которые будут проводиться ежеквартально. К первому пересмотру программы, запланированному на июнь, Украина должна договориться со своими кредиторами о сокращении выплаты госдолга в ближайшие четыре года на 50% — до 15 миллиардов долларов. По мнению МВФ, более высокий уровень долговой нагрузки стране, частично охваченной кровопролитным и дорогостоящим военным конфликтом, попросту не по плечу.

Однако в связи с тем, что украинский рынок не имеет существенного влияния на экономики других государств, крупнейшие держатели долга, в число которых входят несколько американских инвестиционных фондов, не спешат входить в положение официального Киева и идти ему на уступки. Все два месяца, что длятся переговоры о реструктуризации внешних займов, они отказываются уменьшить процент и тело кредита, предлагая взамен пролонгацию срока обращения долговых расписок. Между тем, согласиться на такие условия украинские власти не могут. Дело в том, что в соответствии с договором, подписанным Украиной с МВФ, до 2020 года соотношение государственного долга к ВВП не должно превышать 71%. Однако, по подсчетам Минфина, в случае пролонгации внешних займов госдолг Украины вырастет с нынешних 70% до более чем 100% от ВВП.

Пан или пропал


В сложившихся обстоятельствах Верховная Рада и правительство Украины, подстегиваемые цейтнотом, решили немного надавить на несговорчивых кредиторов, намекнув посредством принятия закона о моратории на то, что в случае отказа от списания части долга и снижения процентной ставки, под которую был выдан кредит, внешние заемщики могут остаться ни с чем, так как страна попросту объявит дефолт.

«Принятие этого закона является не больше чем психологической атакой, так как правительство и без решения парламента может заявить о невозможности выплат по внешним обязательствам. И соответственно прекратить платить. То есть у правительства есть такие полномочия, поэтому это публичный шаг, который несет в себе характер давления на кредиторов Украины», — заявляет украинский экономист Борис Кушнирук.

Ему вторит эксперт немецкой группы советников при правительстве Украины Роберт Кирхнер, по словам которого, действия Верховной Рады не стали неожиданностью для финансистов. «Все это уже обсуждалось в финансовых кругах, — заявляет он и тут же призывает не придавать принятому закону чрезмерного значения. — Это только разрешение правительству в особых случаях прекратить обслуживание определенных долгов. Пока на практике оно не применялось».

Между тем, для ряда экспертов события, произошедшие 19 мая, являются не чем иным, как подтверждением неспособности нынешнего руководства страны вывести экономику из кризиса и попыткой легитимизировать отказ платить по долгам.

«Это (введение моратория) говорит о том, что даже нынешняя власть понимает простую вещь: дефолт — это вопрос времени. Теперь под это нужно провести правовую базу, чтобы инструментами дефолта лишить денег наиболее слабых кредиторов», — утверждает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Однако позиция Бортника весьма спорна, ведь в настоящее время в Киеве работает миссия МВФ, и Украина вряд ли бы рискнула принимать закон о моратории, предварительно не согласовав этот шаг с представителями фонда, а значит, о самовольном отказе от долговых обязательств речи, вероятней всего, не идет. Кроме того, вопреки ожиданиям ряда аналитиков, закон о моратории не вызвал гнева ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне. Представители ЕС дипломатично заявили, что Еврокомиссия не намерена вмешиваться в отношения Украины с кредиторами, а министр финансов США Джейкоб Лью и вовсе призвал держателей украинских гособлигаций пойти на определенные жертвы.

Впрочем, и без дефолта последствия принятого закона могут быть весьма плачевными.

«Украина окажется отрезанной от рынка заимствования капитала на длительный период времени», — предупреждает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Также, по мнению эксперта, из-за моратория Украине будет сложно реализовать планы, связанные с приватизацией, и обеспечить дополнительный приток прямых иностранных инвестиций.

Украинские банкиры также говорят о том, что, если до окончания текущей миссии МВФ в Киеве Минфину не удастся достичь договоренностей с кредиторами и условия предоставления очередного транша будут изменены, то тревожные настроения на рынке могут привести гривну к дальнейшей девальвации (вплоть до 30 гривен за 1 доллар).

Между тем, 29 мая на горизонте забрезжила надежда на положительный исход дела: министр финансов Украины Наталья Яресько заявила, что в ближайшее время ожидается переход от переговоров на уровне советников к прямым переговорам между кредиторами и должниками. А это означает, что сторонам удалось достичь какого-то компромисса.

Впрочем, эксперты предостерегают от чрезмерного оптимизма в связи с одним важным обстоятельством: среди держателей украинских гособлигаций есть не только представители западных стран, но и Россия, с которой у Киева последний год наблюдаются крайне непростые отношения.

Речь идет о покупке украинских облигаций внешнего займа на сумму 3 миллиардов долларов Фондом национального благосостояния РФ. Срок погашения долга наступает в декабре текущего года. Глава российского правительства Дмитрий Медведев уже предупредил, что РФ займет «крайне жесткую позицию», если Украина откажется платить по своим внешним обязательствам.

Чем закончится противостояние Украины с кредиторами, станет известно в ближайшие дни, ведь срок, отведенный МВФ на реструктуризацию долга, неумолимо подходит к концу.