Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

За единую повестку дня для всей Латинской Америки

© Fotolia, Marcio SilvaКарта Латинской Америки
Карта Латинской Америки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конференция, состоявшаяся в Бандунге в апреле 1955 года, стала одним из важнейших моментов в становлении стран Третьего мира и зарождения Движения неприсоединения. Эта встреча, в которой участвовали представители 23 азиатских и 5 африканских стран, проходила под знаком антиколониальной и антиимпериалистической борьбы и выдвинула лозунг широкого самоопределения и развития народов на основе солидарности.

Конференция, состоявшаяся в Бандунге в апреле 1955 года, стала одним из важнейших моментов в становлении стран Третьего мира и зарождения Движения неприсоединения. Эта встреча, в которой участвовали представители 23 азиатских и 5 африканских стран, проходила под знаком антиколониальной и антиимпериалистической борьбы и выдвинула лозунг широкого самоопределения и развития народов на основе солидарности, взаимодействия в области экономики, культуры и борьбы за мир во всем мире. В качестве своих основных задач Движение неприсоединения ставило окончание холодной войны, борьбу за национальное освобождение, искоренение бедности и экономическое развитие при помощи региональных организаций и экономическому сотрудничеству между странами Третьего мира.

Атмосфера конференции в Бандунге позволила достичь широкого консенсуса между лидерами ведущих стран и народов Азии, Африки и Латинской Америки [1] в том, что касается утверждения мира и принципов мирного сосуществования в тот момент, когда обстановка на Земле была крайне напряженной, а постоянные угрозы войны, военного вторжения и оккупации использовались в качестве инструментов экономического и политического давления. Пять принципов мирного сосуществования, разработанные премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем (Chou En-lai) и ратифицированные премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру (Jawaharlal Neru) в 1954 году, были объявлены на Бандунгской конференции составной частью общих принципов, увязывавших свободу с суверенитетом народов. Под теми же лозунгами в 1958 году в Каире прошла первая Конференция солидарности народов Азии и Африки, а затем на Кубе пройдет Конференция солидарности народов Азии, Африки и Латинской Америки.

Это историческое наследие борьбы стран Третьего мира представляет большую ценность для создания современной системы многополярного мира, основанной на многообразии стран, национальных государств, общественных движений, различных культур и укладов. Подпольные движения, боровшиеся против мощных колониальных держав, становятся победоносными политическими игроками, которые строят новые государства, что оказывает все большее экономическое, политическое и культурное воздействие на мировую систему.

Таково основополагающее изменение, заставившее прогрессивные силы отказаться от старых методов, главным содержанием которых было, прежде всего, осуждение, и взять на себя историческую ответственность руководства своими народами в деле преобразования современного мира и построения нового мирового порядка.

Начиная с 50-х годов, эти государства стали объектом неоколониальной политики, однако нашли в себе силы ей противостоять. Благодаря этому движение неприсоединения сумело создать новые успешные организации, такие как ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти) и Конференцию солидарности народов Азии, Африки и Латинской Америки. Создание Ассоциации экономистов Третьего мира внесло свой теоретический и концептуальный вклад в этот процесс.

В этой связи следует особенно отметить роль Китая, сумевшего создать огромную экономику, невзирая на голод и нищету населения, и заявить о себе как о мировой промышленной державе, экспортирующей высокотехнологичную продукцию всему миру. В других странах, в частности, в Индии, Индонезии и Египте идут важные процессы национального самоутверждения и укрепления единства народов в духе Бандунгской декларации.

Значительные успехи в деле латиноамериканской интеграции, главным действующим лицом которой выступает Бразилия, хотя ее политике и свойственна некоторая непоследовательность; отмена апартеида в Южной Африке [2] и значение этого для африканского единства; восстановление ведущей роли России, которая в союзе с Китаем преобразует евразийский континент, а также растущее сопротивление стран Среднего Востока американской политике господства и милитаризации — определяют новое геополитическое положение в мире. Все эти перемены в совокупности разрушают господство НАТО в мировой системе.

Подъем Китая, упадок НАТО и новый мировой порядок

Те, кто рассматривают усиление роли Китая в мировой экономике исключительно как новое экономическое явление, не в состоянии понять гораздо более сложное социально-культурное явление: зарождение нового цивилизационного процесса в Азии, в котором Китай играет важнейшую роль, превращаясь в центр динамичного экономического, научно-технического, финансового и культурного развития, способный привести в движение огромные созидательные силы всего региона. Шелковый путь возрождается, чтобы придать толчок развитию мировой системы XXI века и переориентировать мировую экономику на азиатский континент, как это происходило с IX по XVII век.

Цикл экономического развития, начало которому положили морские державы и прежде всего Испания и Португалия в XV веке, затем Голландия и Великобритания, а уж потом и США, похоже, перемещается на евразийский континент, оказывая влияние на характер вооруженных сил. Если раньше их основу составлял военно-морской флот, то теперь в первую очередь сухопутные войска и авиация.

Если внимательно вглядеться в геополитическую панораму, то нельзя не заметить принципиально нового явления в общей динамике развития: растущая важность экономик стран Юга в определении нового экономического порядка и установлении новых форм сосуществования на планете. Эту тенденцию следует рассматривать не только в качестве экономического феномена, но прежде всего как составную часть укрепления народов стран Юга на основе их цивилизационных корней, которые становятся основополагающими инструментами выработки присущих только им форм экономического и социального развития.

Человечество выступает против попыток имперской гегемонии и исключительности во взглядах на цивилизационный процесс. Богатство культурного наследия, составляющего историю человечества, должно стать одним из главных инструментов строительства общеземной цивилизации.

Консервативное экономическое мышление неспособно понять воздействие постоянной экономической экспансии, составляющей ежегодно около 10% в течение 30 лет. Западные аналитики неустанно, из года в год, предсказывают крах Китаю, которому, по их мнению, угрожают тяжелые инфляционные процессы. Тем не менее, устойчивое развитие Китая неумолимо выдвигает эту страну в лидеры мировой экономики. Китайское правительство восприняло эти перемены с достоинством и спокойствием, вызвав испуг в западном мире, живущим по законам маркетинга и рыночной стихии. Но за рост тоже нужно платить.

За последние три года ВВП, измеренный паритетной покупательной способностью, свидетельствует о ведущей роли Китая в мировой экономике, вокруг которого сплачиваются его ближайшие союзники. По данным Всемирного банка, если исходить из паритетной покупательной способности, то в 2015 году лидерами экономического развития станут (в скобках указан объем ВВП в миллиардах долларов): Китай (18,976); США (18,125); Индия (7,997); Япония (4,843); Германия (3,815); Россия (3,458); Бразилия (3,259); Индонезия (2,840); Великобритания (2,641) и Франция (2,634) [3].

В этом новом контексте действия Китая стали еще более решительными: благодаря Пекину стало возможным создание банка развития БРИКС с капиталом в 100 миллиардов долларов для инвестирования и такой же суммой для пула валютных резервов. Одновременно создается Азиатский банк, который будет обладать еще большим капиталом и готов, помимо азиатских партнеров, сотрудничать также и с западными. Этот процесс увенчался неожиданным успехом. В нем приняли участие 24 страны, почти все входившие, как считалось, в зону влияния США.

Реакция США и их попытки помешать этому развороту на Восток оказались малоэффективными


С другой стороны, страны Среднего Востока, располагающие высокой ликвидностью благодаря своим суверенным фондам, изъявляют желание вступить в эту новую всемирную финансовую организацию. Помимо уже упомянутой инвестиционной деятельности, китайское правительство осуществляет прямые инвестиции через свои предприятия, действующие в разных странах мира. В частности, Китай подписал 50 соглашений о сотрудничестве с Россией. Недавно он также подписал ряд документов с Бразилией, предполагающих капиталовложения на сумму в районе 53 миллиардов долларов, помимо 10 миллиардов кредита, предоставленного бразильской нефтяной компании Petrobras.

Эти колоссальные денежные средства образовались вследствие избытка валюты на мировом рынке (валютные запасы Китая достигают 4 триллионов долларов). Безусловно, финансовая политика, проводимая Китаем, ставит под удар МВФ и Всемирный банк, главные инструменты американской послевоенной гегемонии.

В последние годы Коммунистическая партия Китая стала более решительно действовать на мировой арене. И если еще три года назад стремился свести к минимуму свое вмешательство в мировую политику и экономику, однако некоторые факторы заставили Пекин изменить свою позицию. В первую очередь, претензии США на свою исключительность, особенно проявившиеся после окончания Второй мировой войны. Это приводило к достаточно острым ситуациям в области политики и экономики, что отрицательно сказывалось на всей международной обстановке и провоцировало гонку вооружений в мировом масштабе.

В экономическом плане следует указать на разницу между послевоенными США, на долю которых после окончания Второй мировой войны приходилось 47% мирового ВВП и 70% мировых запасов золота, и США нынешними с их 15% мирового ВВП и незначительным золотым запасом.

В-третьих, после войны Европа находилась в состоянии разрухи, Азия была сильно ослаблена локальными войнами, революциями и антиколониальной борьбой, в Африке тоже нарастало национально-освободительное движение, а Латинская Америка искала собственный путь. В этих обстоятельствах крупнейшей мировой державе необходимо было создать себе всемирного врага, что позволило бы ей укрепить свое влияние на большей части планеты. Вот так началась холодная война, и США вступили в конфликт со своим главным союзником по антигитлеровской коалиции.

США увлеклись идеей занять место европейских колониальных держав и возглавить борьбу против мирового национально-демократического, антиколониального и антиимпериалистического движения. Этот замысел отчасти успешно осуществился в вопросе независимости Индии и первой фазе правления Гоминьдана. Однако, холодная война почти немедленно привела к распаду Национального фронта Китая, что дало Советской армии установить контроль надо всей континентальной частью страну, в то время как Чан Кайши при помощи США укрывался на острове Формоза.

США в очередной раз прекратили отношения со своим союзником по Второй мировой войне и добились, что маленький остров Формоза стал представлять Китай в Совете Безопасности ООН. Таким образом, холодная война привела Азию и антиколониальную борьбу к серьезным конфликтам, в частности, к войнам в Корее и на Индокитайском полуострове, создав предпосылки для созыва Бандунгской конференции и возникновения Движения неприсоединения.

Страны группы BRICS и укрепление отношений Юг-Юг

В своих недавних заявлениях исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС Георгий Толорая отметил, что страны БРИКС представляют собой «альянс цивилизаций, который никогда не станет военным блоком» и способен воплотить «интеллектуальный проект, направленный на разработку новых правил глобального сосуществования [4]. По мнению ученого, речь идет о группе динамично развивающихся государств, способных отстоять свои общие интересы на основе взаимодействия и принципа невмешательства во внутренние дела других стран.

Эти утверждения не отражают лишь точку зрения отдельного человека, а представляют собой постоянно расширяющееся движение мирового масштаба, которое свидетельствует о необходимости создания стратегического альянса между странами Юга с целью выработки новых форм сосуществования между народами. Эти новые формы должны основываться на взаимоуважении, терпимости, культурном и цивилизационном многообразии как способе взаимообогащения, а также на взаимовыгодном взаимодействии Юг-Юг. Мы являемся свидетелями глубоких изменений в процессе, идущим от «столкновения цивилизаций к их альянсу».

В докладе о человеческом развитии за 2013 год, озаглавленном «Подъем Юга: человеческий прогресс в неоднородном мире» и опубликованном Программой развития ООН (PNUD), говорится, что «Юг возник невероятно быстро и имеет беспрецедентные масштабы», породив «еще большее разнообразие точек зрения в мире». Это дает возможность для развития государственных институтов, которые в полной мере представляли бы всех избирателей и могли бы использовать это многообразие для поиска решения мировых проблем. Если руководствоваться таким подходом, то многообразие Юга можно превратить в орудие солидарности.

Действительно, это ставит под большой вопрос евроцентризм как мировоззрение и способ осмысления происходящих на Земле процессов. Многообразие, понимаемое в самом широком смысле как цивилизационное многообразие, ставит нас перед необходимостью обеспечить встречу цивилизаций, которая будет способствовать выработке новых форм сосуществования народов на планете.

Растущая дипломатическая активность стран Юга в начале XXI века вызвала к жизни новую повестку дня, главными политическими и экономическими вопросами которой стали совместные инвестиции в инфраструктурные проекты, энергетику и телекоммуникации; создание новых механизмов взаимодействия между фондовыми рынками с целью создания единой торговой платформы; создание общих инструментов финансирования, таких как Банк развития БРИКС. И это не случайно. Согласно имеющимся данным, наибольшие золотовалютные запасы сосредоточены именно в странах с динамично развивающейся экономикой. Согласно Докладу PNUD о человеческом развитии за 2013 год, по состоянию на 2011 год 70% мировых валютных запасов (10,18 триллионов долларов США) приходились на страны с динамично развивающейся экономикой. Разработка плана действий для стран Юга, основанных на солидарности и сотрудничестве, нацеленных на комплексное развитие в интересах их народов, является одной из важнейших задач нашего времени.

Моника Брукманн — социолог, преподавательница Федерального университета в Рио-де-Жанейро (UFRJ) и руководитель научных исследований на кафедре глобальной экономики и устойчивого развития ЮНЕСКО.

Теотонио Душ Сантуш — заведующий кафедрой глобальной экономики и устойчивого развития ЮНЕСКО, преподаватель Университета штата Рио-де-Жанейро (UERJ).


Это первая часть статьи под названием «Актуальность Бандунгской конференции 60 лет спустя», опубликованной в 504 номере журнала América Latina en Movimiento. http://www.alainet.org/es/revistas/169851

Примечания:

[1] В том числе Неру (Индия), У Ну (Бирма), Сукарно (Индонезия), Насер (Египет), Тито (Югославия), Чжоу Эньлай (Китай).

[2] Главная роль Кубы в защите Анголы и разгроме южноафриканской армии превратили идеалы Конференции солидарности стран Азии, Африки и Латинской Америки в историческую реальность, укрепившую принципы, провозглашенные на Бандунгской конференции. Это стало наглядным воплощением идеалов солидарности.

[3] Это подтверждает прогнозы развития мировой экономики, сделанные Орладндо Капуто (Orlando Caputo).

[4] http://www.southafrica.info/global/brics/bank-190312.htm#.UVC4gb-Iwb0