Белоруссия выступает категорически против новых разделительных линий на континенте, заявил министр иностранных дел республики Владимир Макей в интервью Washington Post, которое перепечатала «Советская Белоруссия» (27.05). По словам министра, развитие отношений с Европой ни в коей мере не должно помешать двустороннему сотрудничеству с Россией. «Мы не собираемся дружить с Европой за счет России или в ущерб России. К сожалению, некоторые неумные люди в России, считают, что Белоруссия начала активно развивать отношения с Западом, поэтому она отходит от России. Ложная посылка. Мы не собирались и не собираемся этого делать. Мы будем развивать отношения с Европой, но не в ущерб России».
Белоруссия не готова подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. «Мы не можем заснуть в Советском Союзе, а проснуться в высокоразвитой европейской стране». На эти слова Владимира Макея в упомянутом интервью обращает внимание политолог Валерий Карбалевич («ЕвроБеларусь», 28.05). По его оценке, Европа не может компенсировать деньги, которыми РФ оплачивает «дружбу» с официальным Минском — 12-15% ВВП Белоруссии. Нужно создавать эффективную экономическую систему, чтобы страна могла выживать без российской поддержки, без российских льготных ресурсов. Но пока белорусские власти к этому не готовы.
Нельзя не отметить вклада России в процесс «расширения Европы», замечает «Наше мнение» (25.05) по итогам саммита «Восточного партнерства» в Риге. Это легко продемонстрировать на примере отношений ЕС и Белоруссии. Официальному Минску удалось добиться полноценного включения в «Восточное партнерство», не пожертвовав ни одним из принципов и положений своей внутренней политики и не вызвав особых приступов ревности у российского руководства. Во-первых, в силу сравнительно скромного участия в саммите, на который не поехал Александр Лукашенко. Во-вторых, поскольку Белоруссия поддержала итоговую декларацию с существенной для Кремля оговоркой — отказавшись от резких слов по поводу «аннексии» Крыма. Если в «Восточном партнерстве» и имеется какая-то история успеха, то это — история Белоруссии. Главный подтекст такого мнения — благодарность Белоруссии со стороны стран ЕС за то, что они не имеют с Россией общей границы.
«Конфликт Варшавы и Москвы может неприятно аукнуться Минску», — считает международный обозреватель Naviny.by (28.05). «Избрание нового президента Польши к значительным изменениям в белорусско-польских отношениях в ближайшем будущем, скорее всего, не приведет. В более отдаленной перспективе, однако, возможны осложнения под влиянием российского фактора. Анджей Дуда является последовательным сторонником санкций против России. Он рассматривает их как инструмент принуждения Москвы к цивилизованному поведению. Если партия „Право и справедливость“ одержит победу на осенних парламентских выборах, Ярослав Качиньски может снова стать премьером, а Польша займет еще более проамериканскую позицию. В такой ситуации Кремль наверняка предпримет некие ответные шаги. Причем наверняка постарается максимально включить в свои военные приготовления и нашу страну».
Москва может осложнить Минску отношения с НАТО, допускает аналитик Naviny.by (31. 05) Андрей Федоров. «Аннексия Крыма и агрессия на юго-востоке Украины привели к тому, что отношения между Россией и НАТО вернулись к состоянию чуть ли не времен холодной войны, — напоминает он. Москва постарается так или иначе вовлечь Белоруссию в противостояние на своей стороне, а при огромной зависимости Минска от РФ „крайне сложно представить, что ему удастся противостоять подобным намерениям“».
Евразийский союз не спас белорусскую экономику, утверждает экономический обозреватель Naviny.by (29.05). Хотя ЕАЭС официально запущен, объемы взаимной торговли между тремя странами неуклонно падают. Отрицательная динамика взаимного товарооборота в 2013-2015 годах указывает, что создававшиеся одно за другим интеграционные образования (Таможенный союз, Единое экономическое пространство, ЕАЭС) не дали ожидаемого экономического эффекта. Структуры экономик Белоруссии, РФ и Казахстана принципиально отличаются, а внутриотраслевая торговля, которая могла бы объединить товарные потоки трех стран, развита слабо.
Чем пожертвует Белоруссия в обмен на новые кредиты? Сможет ли Минск получить деньги из Антикризисного фонда? Отвечая на эти вопросы, эксперт «Завтра твоей страны» (30.05) предположил, что Россия как основной акционер АКФ примет решение, исходя из геополитической целесообразности, как она ее понимает. Неясно только, когда Белоруссия получит кредит, до выборов или после, в этом году или в начале следующего.
«Белоруссия не поставляет нефтепродукты в Россию, но верит в успех нефтяных переговоров». «Беларуская праўда» (27.05) приводит слова главы концерна «Белнефтехим» Игоря Бобыря, заверившего, что сокращения поставок российской нефти в республику не происходит. При этом отмечается, что «министерства энергетики РФ и Белоруссии разрабатывают методику определения разницы цен на топливо на внутреннем рынке России и внешних рынках для взаимной корректировки поставок нефти и нефтепродуктов».
Белорусская экономика существовать без России не в состоянии, но продолжаться так бесконечно не может, заявляет в «Завтра твоей страны» (28.05) профессор-экономист Борис Желиба. По его словам, если ничего не менять, Белоруссия так и останется намертво привязанной к России. РФ вследствие западных санкций, под влиянием заниженных цен на нефть и газ находится в глубоком кризисе. Белоруссия опускается вслед за ней. Экономическая привязка, указывает эксперт, привела к политической зависимости.
По мнению другого экономиста, Ярослава Романчука, «белорусы пожинают плоды 20-летней ориентации на российский рынок и зависимости от дешевых энергоресурсов». При этом «речь не идет о том, чтобы отказаться от российского рынка. Нужно максимально на этом рынке присутствовать, расширяться. Вряд ли в Белоруссии может появиться руководство, которое ставило бы себе задачу отказаться от российского рынка».
Вот и эксперт Либерального клуба Антон Болточко говорит, что «разрыв с восточной соседкой грозит серьезными негативными последствиями. Потеря российского рынка чревата сложным финансовым положением фактически для всех белорусских предприятий. Нужно строить стратегию развития, учитывая, что РФ является нашим партнером».