То, что вопрос с продолжением полномочий президента ФИФА Зеппа Блаттера будет автоматически решен после перевыборов главы организации мог предположить, пожалуй, только сам Блаттер — да еще его российские покровители, открыто поддержавшие главу мирового футбола в момент самого большого коррупционного скандала в истории его организации.
Все это очень напоминает мне российские действия в 2004 и 2013 годах. Перед оранжевой революцией Путин решил, что достаточно «правильно» подсчитать голоса, отданные за его кандидата на пост президента Украины — и дело сделано. То же самое было в 2013 году — достаточно было запугать и подкупить Януковича — и вопрос об украинской евроинтеграции решился сам собой. И всякий раз, когда оказывалось, что помимо российских «хотелок» в мире существуют еще и другие обстоятельства — ну, например, украинский народ не хочет мириться с фальсификациями или с волюнтаристскими решениями своей власти — Путин приходил не просто в неистовство. Он приходил еще и в недоумение.
Нечто подобное случилось и сейчас. Не успел Путин радостно поздравить Блаттера, эту престарелую звезду мирового футбола и коррупции, с избранием на пятый срок, как глава ФИФА заявил о своей отставке с поста президента. Он заметил — подумать только — что не все согласны с его мандатом. И в самом деле — несмотря на поддержку кандидатуры Блаттера делегациями стран «третьего мира», завязшими, очевидно, в преступных схемах ФИФА, европейцы не собирались сдаваться и даже заговорили о возможности проведения альтернативного чемпионата мира. Сама возможность проведения этого турнира в России, руководство которой демонстративно поддерживает коррупцию — и, наверное, не просто так — вызывает все большее отвращение у порядочных и просто рассчетливых людей. Но дело, конечно же, не только в том, что Блаттер осознал, что его пребывание в должности приведет к расколу в мировом футболе. Таким, как он, на все это плевать с центра поля.
Просто продолжилось расследование. И оказалось, что помимо уже арестованных чиновников ФИФА — а среди них были как сторонники, так и противники президента — под подозрением оказался ближайший соратник Блаттера, генеральный секретарь организации Жером Вальке. Когда об этом стало известно, Блаттер созвал в Цюрихе пресс-конференцию и объявил об отставке. А когда в Европе была уже ночь, в ведущих американских СМИ появились сообщения, что в центре расследования находится сам Зепп Блаттер. До открытия против него уголовного дела осталось всего несколько шагов.
Путин живет в мире, которому закон — что дышло и уверен, что весь остальной мир устроен по такому же принципу. То, что происходит с ФИФА, вполне умещается в его концепцию мирового заговора против российского режима
Собственно, ему об этом откровенно намекали, когда уговаривали не баллотироваться на пост президента ФИФА. Очевидно, что и генеральный прокурор США Лоретта Линч, и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон обладали определенной закрытой информацией, когда пытались объяснить президенту ФИФА, что в его интересах уйти на пенсию. Очевидно, что президент УЕФА Мишель Платини, когда объявил Блаттеру настоящую войну, правильно расценил сигналы европейских политиков — или просто получил от них информацию, на которую не мог не реагировать. И очевидно, что ни Блаттер, ни Путин в очередной раз не поняли, как далеко все зашло.
Меня в этой истории больше удивляет Блаттер, а не Путин. Блаттер все же живет в Швейцарии и должен понимать, что такое закон. В его интересах помогать следствию, а не пытаться маневрировать, чтобы опять всех обмануть. Вот и сейчас, заявляя о своей отставке, он заявил о готовности работать во главе ФИФА до декабря 2016 года, а до этого заняться реструктуризацией организации. Блаттер, кажется не понимает, что за это время ситуация может зайти для него и его соратников слишком далеко: из тюремной камеры или даже находясь под домашним арестом реструктуризацией не займешься.
А Путин... Ну что Путин. Путин живет в мире, которому закон — что дышло и уверен, что весь остальной мир устроен по такому же принципу. То, что происходит с ФИФА, вполне умещается в его концепцию мирового заговора против российского режима. Но ясно, что этот «заговор» его действительно очень сильно волнует. Иначе он не стал бы делать личных заявлений о задержании футбольных чиновников и выражать поддержку президенту ФИФА. Путин понимает, что расследование коррупции в футбольной ассоциации может привести к тяжелейшим обвинениям против представителей российского политического руководства — ведь именно они были главным лоббистами российской заявки. Расследование в Штатах идет весьма успешно — и если в нем действительно появилась фамилия Блаттера, то совсем не исключено, что скоро мы увидим и фамилию Путина или кого-то из доверенных лиц российского президента — что может если не поставить точку на проведении чемпионата мира по футболу в России, то создать совершенно новые возможности воздействия на Кремль. По большому счету, Путину следовало бы последовать примеру Блаттера — но он не так благоразумен.
И, между прочим, его же, как и Блаттера, пытались предупредить — еще когда он с наслаждением занимался поеданием Крыма, и Обама, и Меркель, и другие его собеседники намекали ему, что шарик — он маленький и если нарушить равновесие в одном месте, то оно и в других обязательно нарушится. И еще неизвестно, к каким последствиям это приведет для тех, кто уверовал в собственную безнаказанность.
Он не понял. Или не захотел понять, уже не важно. Может теперь еще одну поздравительную телеграмму отправить, он это умеет.