Во время пятничной молитвы 22 мая террорист-смертник взорвал себя в шиитской мечети Имама Али в провинции Катиф на востоке Саудовской Аравии. Смертником был саудовский подданный, состоявший в ячейке «Исламского государства». В результате теракта более 20 человек погибли и не менее 100 получили ранения. Это был первый теракт подобного рода, совершенный ИГИЛ на саудовской территории. С помощью этого теракта ИГИЛ планировал продемонстрировать свои возможности и произвести впечатление как на врагов, так и на сторонников, а заодно и доказать, что саудовские власти не в состоянии ничего сделать против террористической угрозы. Одновременно ведется массированная пропаганда через социальные сети, в попытке захватить контроль над этим средством распространения идей. Этот шаг показывает также, что ИГИЛ продолжает применять террор в качестве важного инструмента для воплощения своей цели — создания всемирного халифата.
Распространение террора ИГИЛ на Аравийский полуостров не слишком новое явление. В Йемене в марте этого года террористы совершили двойной теракт в двух шиитских мечетях, в результате чего погибли не менее 140 человек. В Саудовской Аравии боевики ИГИЛ несколько раз открывали огонь по шиитским гражданам, по сотрудникам силовых структур и по иностранцам, работающим в королевстве. К этому следует добавить угрозы лидера ИГИЛ Абу Бакра аль-Багдади, который еще в прошлом году в своем выступлении назвал лидеров Саудовской Аравии «головой змеи» и призвал сторонников совершать теракты. Он меньше говорил об этом в мае, когда критиковал Саудовскую Аравию за сотрудничество с крестоносцами, евреями и шиитами.
В Саудовской Аравии тем временем прошла волна арестов, последние из которых имели место в апреле. Тогда были арестованы более 100 человек, большинство из которыхз саудовские поданные, которых подозревают в причастности к деятельности ИГИЛ и группировки «Джунд аль-Балад аль-Харамайн» («Армия Страны Двух Святынь», то есть, Саудовской Аравии). Несмотря на эти и другие меры, предотвратить теракт в шиитской мечети власти королевства не смогли.
Выбор шиитской мечети в качестве мишени для теракта соответствует стратегии ИГИЛ и призван достичь сразу двух целей: нанести удар по шиитскому населению, которое ИГИЛ считает еретиками и коллаборационистами и видит в них своих главных врагов. Вторая цель — подорвать стабильность Саудовской Аравии, ставшей сегодня лидером арабских стран, объединившихся для борьбы с ИГИЛ. Атакуя саудовских шиитов, ИГИЛ намеревается разжечь конфликт между представителями разных конфессий в королевстве. Теракт совершен на фоне операции, которую Саудовская Аравия проводит в Йемене для сдерживания хуситских мятежников-шиитов и их иранских покровителей. Сама операция вызывает противоречивые чувства у саудовских шиитов, которые видят, что их братья по вере подверглись атаке со стороны их страны. К этому следует добавить, что саудовские шииты всегда подвергались дискриминации. Сегодня они не только ощущают себя гражданами второго сорта, но также видят, что государство не принимает достаточно мер для обеспечения их безопасности.
ИГИЛ сегодня ведет новые завоевания — Рамади в Ираке и Пальмира в Сирии перешли в руки сторонников халифата. «Исламское государство» стремится восстановить образ победителя, мстящего арабским странам за участие в международной коалиции, воюющей с ИГИЛ. В рамках этой стратегии ИГИЛ совершает теракты в Саудовской Аравии и в Йемене. Теракты также служат заменой военному вторжению, на которое ИГИЛ в настоящее время пойти не может из-за нехватки ресурсов. Пропаганда в социальных сетях призвана усилить информационную эффективность терактов, и закрепить в общественном сознании мысль о присутствии группировки на Аравийском полуострове. Тем самым аль-Багдади надеется укрепить доверие своих сторонников в этом регионе и привлечь их под черные знамена ИГИЛ.
Йорам Швицер — руководитель проекта изучения террора в Институте национальной безопасности.