В декабре 1670 года украинский гетман Петр Дорошенко окончательно признал власть султана Османской империи Мехмеда IV Авджи («Охотника») и подписал с ним мирное соглашение о военно-политическом союзе против Московского царства. Интересно, что матерью этого могучего турецкого властителя была украинка — «вторая Роксолана». Возможно, именно такое, малоизвестное для современного читателя, обстоятельство и стало основной причиной предоставления турками военной и политической помощи казацкой Украине в ее многолетней борьбе за независимость?
Сын казачки — султан Османской империи
Турецкий султан Мехмед IV Авджи находился на султанском троне почти четыре десятилетия и был единственным сыном своего предшественника — султана Ибрагима І (годы правления 1640—1648). А женой Ибрагима была султанша Хатидже Турхан, которая оказывала большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику Османской империи. Но интересным является вот что. Валиде султан Хатидже Турхан родилась около 1627 года на Украине и имела имя Надежда. В 12-летнем возрасте, как и ее более знаменитая предшественница Роксолана, попала в татарский плен, а затем была отдана в гарем в султанский дворец Топкапы в качестве подарка для Кесем-султан, матери будущего мужа. 2 января 1642 года она родила от Ибрагима сына Мехмеда, который в результате янычарского мятежа в 1648 году стал султаном.
В 1656 году украинка организовала убийство Кесем-султан и поддержала восхождение на должность великого визиря Мехмеда-паши из рода Кепрюлю. В 1658 году по указанию матери султана начали строительство двух крепостей при входе в Дарданелы. В 1663 — 1665 гг. Хатидже Турхан построила величественную мечеть Йени Валиде Султан Джами в составе религиозного комплекса — школа, рынок, парк, фонтаны, мавзолей, мечеть на берегу Золотого Рога. Там в 1683 году она и была похоронена. Именно в этой мечети в 1693 году был захоронен ее сын, а также другие султаны Османской империи — Мустафа ІІ, Ахмед ІІІ, Махмуд І и Осман ІІІ. Хатидже Турхан стала одной из самых талантливых женщин, которые когда-либо жили в султанском дворце Топканы.
По воспоминаниям очевидцев, Мехмед IV, который в семилетнем возрасте стал султаном, был похож лицом «на казака». То есть имел антропологический тип украинца. Находясь на султанском престоле, вел постоянные войны с Речью Посполитой, Московским царством, Венецианской республикой, Австрийской империей и Апостольской столицей (Ватиканом) за право распространения османского присутствия в Европе. От его имени управление Османской империей осуществлял институт великих визирей.
Во времена владычества султана Мехмеда IV Высокая Порта заключила ряд важных международных договоров, в частности Бучачское перемирие в 1672 году с Речью Посполитой, в результате чего на польско-украинском Западном Подолье была основана османская административная провинция — Каменецкий эялет. А в целом во второй половине ХVII века султаны владели землями на территориях (целых или частях) таких современных стран, как Австрия, Албания, Алжир, Болгария, Босния, Герцеговина, Греция, Грузия, Израиль, Ирак, Иран, Иордания, Йемен, Эритрея, Египет, Ливан, Ливия, Кипр, Кувейт, Македония, Молдавия, Польша, Румыния, Россия, Саудовская Аравия, Сербия, Словакия, Сомали, Судан, Венгрия, Черногория, Хорватия и др.
На период владычества султана Мехмеда IV приходится правление на Украине таких известных гетманов, как Богдан Хмельницкий, Иван Выговский, Юрий Хмельницкий, Павел Тетеря, Степан Опара, Иван Брюховецкий, Демьян Игнатович (Многогрешный), Иван Самойлович, а также Петр Дорошенко, который в 1668—1670 гг. подписал несколько мирных соглашений с Османской империей.
Почему гетман Дорошенко пригласил турок?
В начале февраля 1667 года гетман Дорошенко узнал об условиях Андрусовского перемирия между Москвой и Варшавой. Его положения разделяли Украину на сферы влияния царя и короля. Гетман сразу же отсылает своих послов в Бахчисарай для заключения соглашения с крымским ханом для предоставления ему военной помощи, ведь Москва с Варшавой собирались совместно ввести свои армии к Правобережной Украине. Ввиду того, что крымский хан без своего сюзерена, султана Мехмеда IV, не мог решить вопросы, поставленные перед ним украинскими послами, Дорошенко отослал своих дипломатов в Турцию. 6 и 9 июля 1667 года посольство Войска Запорожского во главе с М. Раткевичем-Портянкой было принято султаном в Адрианополе. Они хотели договориться о военной помощи султана и добиться от него приказа зависимому крымскому хану выступить вместе с Войском Запорожским против Польши.
Великий визирь Фазыл Ахмед-паша Кепрюлю в письме к польскому подканцлеру Ольшевскому писал о том, что казаки как свободный народ приняли подданство короля Речи Посполитой при условии уважения их прав, но польский монарх их нарушил, поэтому украинцы попросили защиты у Османской империи. Внешнеполитические мероприятия Дорошенко — посольства о помощи в Крым и Турцию, переговоры с Россией, поход в Западную Украину и заключению перемирия с Польшей — не привели к ожидаемым результатам. 28 октября 1667 года Андрусовское перемирие было ратифицировано царем Алексеем Михайловичем в Москве. Кроме того, переговорный процесс между польским королем и российским царем продолжался в направлении окончательного оформления предварительных договоренностей в виде «вечного мира».
В октябре 1667 года гетман Дорошенко под давлением и при посредничестве крымского хана признал верховенство польского короля и принес ему присягу под Подгайцами, но уже в январе 1668 года на старшинском совете в Чигирине было принято решение: «По обе стороны Днепра жителям быть в соединении и жить бы особняком и давать дань Турецкому Царю и Крымскому Хану, равно как и Валашский Князь платит, а чтобы под рукой Великого Государя (московского царя. — прим. ред.) и Королевского Величества с этого времени не бывать». Кроме того, правительство Дорошенко выдвинуло такие условия подданства османскому властителю и зависимому от него крымскому хану: во-первых, Украина не должна платить дань; во-вторых, султан не имеет права устранять гетмана, который избирался на Генеральном совете; в-третьих, присланные на Украину турецкие и татарские войска должны находиться под командованием гетмана; в-четвертых, занятые украинско-турецкими подразделениями земли отходят к Гетманату и султан не должен строить там крепости и удерживать войска; в-пятых, границы Украинского гетманата в результате совместных действий должны достигать Перемышля, Минска и Путивля; в-шестых, султан и хан не имеют права заключать без согласия гетмана союзы с Речью Посполитой и Московским государством; в-седьмых, Константинопольский патриарх должен свободно избираться на архиерейском соборе и находиться на престоле до своей смерти.
В декабре 1667 года в Москве собралась московско-польская комиссия, которая добавила к тексту Андрусовского перемирия несколько важных пунктов. Царь пообещал выслать на Правобережную Украину для помощи полякам в борьбе против войск П. Дорошенко «конницы пять тысяч, а пехоты двадцать тысяч». Это делалось для «унятия своевольных людей там, на Украине, находящихся... чтобы к повиновению привести мятежных казаков». Как видим, Московское царство вместе с Речью Посполитой решило совместно военными средствами подавить стремление украинцев к независимости.
В июне-июле 1668 года на старшинском совете Войска Запорожского торжественно принимали турецкого чауша Юсуп-пашу, которому украинские правительственные чиновники повторили решение январского совета старшин о желании быть в подданство султану. 11 (21) марта 1668 г. на Генеральном совете Войска Запорожского близ Корсуня официально провозгласили о «подданстве султану» наподобие зависимости от Порты Валашского и Молдавского княжеств. В июне 1669 г. султан выдал два универсала, которые утверждали П. Дорошенко на гетманстве с условием распространения его власти на всю Украину — как Правобережную, так и Левобережную. В конце лета того же года гетман Дорошенко на казацком совете близ Умани принял от нового протектора Мехмеда ІV при посредничестве турецкого посла булаву, бунчук, кафтан и грамоту в подтверждение своих властных полномочий. Однако старшинский совет Войска Запорожского лишь в декабре 1670 г. окончательно принял решение признать верховенство Османской империи.
Самой главной причиной такого внешнеполитического курса украинского правительства были большие надежды П. Дорошенко на то, что Османская империя обеспечит объединение Украины, избавит ее от нападений со стороны Крымского ханства и окажет военную помощь против Московского царства и Речи Посполитой.
Международное признание украинского государства
Летом 1672 года многотысячная турецкая армия во главе с самим султаном Мехмедом IV Авджи перешла Днестр и завладела Подольем. В августе П. Дорошенко имел аудиенцию в султанском шатре, во время которой Мехмед IV разрешил ему принимать участие в турецко-польских переговорах, которые происходили в западноукраинском местечке Бучаче. Украинские представители постоянно присутствовали во время подготовки Бучачского договора между Стамбулом и Варшавой. Во время очередной встречи с турецким султаном, которая состоялась в октябре 1672 года, Дорошенко высказал просьбу относительно выполнения султаном взятых до этого обязательств содействия гетману в объединении Украины. На что после аудиенции Мехмед IV великий визирь ответил — вскоре под властью гетмана «будет и Киев, и вся Украина с левого берега Днепра». Турецкие дипломаты во время разговоров с поляками высказывались и относительно права султана на владение не только правобережной, но и левобережной частью Украины, которая находилась под верховенством московского царя.
Согласно Бучачскому соглашению 1672 года, Османам отходило Подолье. Кроме того, Речь Посполитая отказалась от Брацлавщины и юго-западной части Киевщины, территории которых передавались под непосредственное управление украинского гетмана: «Государство Украинское должно принадлежать казакам в старых границах», — отмечалось в 4 пункте договора. Таким образом, под властью Дорошенко оставалась Правобережная Киевщина и Восточное Подолье (Брацлавщина). Остальные украинские земли оставались под властью польского короля. Таким образом, впервые в международных договорах Украина признавалась как государство, хотя и на ограниченной территории.
В ноябре 1672 года украинский гетман получил грамоту-»нисан» от Мехмеда ІV в подтверждение его прав относительно владения Правобережной Украиной в статусе османского подданного. Этой султанской грамотой закреплялись положения Бучачского мира. Султан лично вручил П. Дорошенко золотую булаву и кафтан. Однако надежды Дорошенко на турецкую протекцию не осуществлялись в силу разных причин, среди которых были, во-первых, невыполнение османскими военачальниками своих обязательств перед украинским правителем, а также поражение армии Мехмеда ІV в битве с войсками Речи Посполитой под Хотином. Наряду с другими факторами это приводит к постепенной переориентации Дорошенко на более тесное сотрудничество с польским правительством.
Московское наступление на Украину
С началом 1674 года у Дорошенко возникла проблема в связи с наступлением на Правобережную Украину войск левобережного гетмана Ивана Самойловича, который совместно с россиянами хотел отвоевать ее для себя. Правобережное гетманское правительство опять обратилось с просьбой о помощи одновременно и к султану, и к королю, которые на то время находились в состоянии войны между собой. Это еще раз убедительно удостоверяло, что Дорошенко не отдавал преимущество той или иной протекции, а только хотел использовать их ради сохранения своей власти над казацкой Украиной.
Очередной приход султана Мехмеда ІV на Правобережье в августе 1674 года закончился отступлением казаков Самойловича и московского князя Ромодановского и возобновлением гетманского управления Дорошенко над большей частью правобережных земель. 5 сентября того же года гетман был на приеме в султанском шатре близ Умани. Здесь опять султан вручил ему в знак своей приязни кафтан, бархатную соболью шапку, несколько породистых лошадей, а также очередную булаву. Следовательно П. Дорошенко и в дальнейшем соглашался быть властителем части Украины от имени этого султана Османской империи. Вскоре турки покинули Украину, а на ее земли очередное наступление осуществило коронное войско во главе с только что провозглашенным королем Речи Посполитой, бывшим великим коронным маршалком Я. Собеским. Оно отвоевало у Дорошенко и его союзников Могилев, Брацлав и другие города Правобережной Украины.
Получив в конце 1674 года весть о том, что Ян ІІІ Собеский, несмотря на начало мирных переговоров, готовится к походу на Чигирин, Дорошенко выдвигает концепцию созыва трехсторонней комиссии между польским королем, турецким султаном и крымским ханом, которая бы объявляла гетмана князем Украины под двойной протекцией Османской империи и Речи Посполитой. Украинское государство должно было выступать в этом переговорном процессе посредником между двумя монархами.
Но под давлением московских войск, осадивших столичный Чигирин, 10 октября 1675 года гетман Дорошенко принес присягу на верность московскому царю. А вскоре, в течение первой половины 1676 года, правобережный правитель опять начал отсылать письма в Стамбул с уверениями в своей верности Мехмеду IV и просьбой о предоставлении военной помощи против Москвы.
Желая добра Украине
Подписание Речью Посполитой и Московским государством Андрусовского перемирия 1667 года за счет разделения Украинского казацкого государства побуждало его тогдашних руководителей искать поддержки у могучей Османской империи. По мнению гетмана Дорошенко, украинско-турецкий союз должен был обеспечить целостность Украины и ее реальное участие в тогдашних международных отношениях. Петр Дорошенко обратился к султану Османской империи за помощью, считая, что это является лучшим решением сложного положения Украины, ведь в противном случае ей пришлось бы самостоятельно воевать против Речи Посполитой и Крымского ханства, а также Московского царства.
Признание гетманом Дорошенко зависимости от турецкого султана Мехмеда IV, матерью которого была украинка Хатидже Турхан, имело целью нарушить планы Речи Посполитой реваншировать за поражения периода Хмельнитчины и отвоевать Правобережье для короля. Украинско-турецкий союз 1670 года предусматривал расторжение распределительного для Украины мирного договора между Москвой и Варшавой ради объединения право— и левобережной частей казацкого государства под одной гетманской булавой.
Подытоживая деятельность гетмана Петра Дорошенко относительно объединения Украины с помощью военной силы Турции, процитируем одно из «зазывных» писем, которые направляли представители правобережной казацкой старшины своим побратимам на Левобережье. Его содержание, по нашему мнению, как можно лучше раскрывает мотивацию поступков одного из самых верных сподвижников и последователей Богдана Хмельницкого: «...Гетман Дорошенко своим искренним стараниям привел было всех украинских людей по обе стороны Днепра и Войско Запорожское к полному желаемому братству и единству, так, что все тому единству радовались; то милое Отчизне дело совершил он не за какой-то собственной пользой гоняясь, но единственно желая добра Украине... Когда они (московский царь и польский король. — прим. автора) яко монархи об успокоении своих государств договариваются, то и нам надо, не разнясь, всем вместе о своих вольностях и об успокоении отчизны нашей Украины советоваться...»