Итак, сделано все для подготовки к Первым европейским играм. И теперь, помимо надежды на успех этих первых в мировой истории соревнований, нам остается надеяться на успех на них и нашей сборной. А это зависит, понятно, не только от самих спортсменов, но и от того, как мы будем болеть за них. Как именно, да и … будем ли? Вопрос вроде странный, но, увы, резонный.
Кому нести факел
Ладно, можно понять «игры в европейцев» на Европейских играх нашей оппозиции — игры в демократию, в права человека (мировой спорт давно стал частью мировой политики!), равно как и то, что не все лидеры европейских стран выразили готовность к участию в церемонии открытия (тут уж политика, как говорится, прет изо всех дыр!).
Можно понять и недовольство части населения затратами на игры после того, как манат рухнул (хотя кто ж мог это предвидеть, и не отменять же в связи с этим сами игры!).
Наконец, можно сделать и скидку на нашу всеобычную склонность к показухе, к перестраховке. Хотя тут есть смягчающие обстоятельства -небывалый для нас размах этого Празднества Спорта, совершенно необходимые при этом меры безопасности, и наконец, великолепная возможность пиара нашей страны, повышения в разы ее мирового рейтинга!
Как сказал президент Европейского олимпийского комитета Патрик Хикки, «Мы стоим у истоков одного из величайших событий в спортивной истории Европы! Наш долгожданный ребенок наконец-то родился! И теперь мы будем бережно ухаживать за ним, растить, воспитывать, чтобы в прекрасном городе Баку все прошло на высшем уровне!».
И надо ж, досадные мелочи! Игры еще не начались, но первой «чемпионкой», пожалуй, уже стала, как ни странно, отнюдь не спортсменка. Не знаю, кому в голову пришла эта «замечательная» идея — доверить нести факел известной, но явно пожилой для подобных рода мероприятий поп-певице. В прессе и в соцсетях сейчас полно в этой связи едких, ироничных постов и комментариев.
Неужели во всем Азербайджане нет более достойных людей, кроме представителей шоу-бизнеса и музыкантов. Вот наткнулся на публикацию в Фейсбук предложения — вручить факел игр ветеранам и инвалидам Карабахской войны, неплохая мысль!
Игра … на поражение?
Ну, а некоторые из деятелей от оппозиции в тех самых своих «играх в европейцев» на Евроиграх и вовсе зашли слишком далеко. Пытаясь, по сути дела, повторить то, что делали большевики во время первой мировой войны, призывая к поражению России во имя свержения самодержавия, во имя революции.
Но немцы, воевавшие с русскими, пропустили Ленина через свою территорию в беременную революцией Россию (да и, как известно, говорят, что эта революция была сделана вообще на немецкие деньги) — это одно, а призыв нынешнего «Мусавата», обращенный к европейским лидерам — не приезжать в Баку на Европейские игры — это совсем другое. За этим, последним, не стоит никакой идеи, ничего, кроме желания «показать» себя миру — вот какие мы крутые, какие принципиальные! Одно из двух — или освобождение политзаключенных или … бойкот игр. Мол, «мяч теперь на стороне власти»!
Чуть ли не призыв к революции, которой Азербайджан, к счастью, не «беременен», как Российская империя в те годы; чуть ли не призыв к свержению самодержавия, которого у нас не было и нет!
Да и вообще, ультиматум, как известно, выдвигает победитель, выдвигает сильнейший. А каким победителем является у нас оппозиция, какая у нее сила — мы знаем …
Бить не по мячу — по противнику
Итак, какие там к черту Европейские игры, когда они будут «без Европы», которая, по мнению наших либералов, является носительницей абсолютного добра, демократии и свободы. И нам следует всячески ловить ее милостивую благосклонность, поскольку она не всегда нами есть быть довольна. Взгляд не новый, критически встречаемый еще э-э когда...
Вот выписки из переписки Тютчева, не только великого поэта, но и видного дипломата, в течение многих лет представлявшего Россию в европейских странах. Из писем к князю Вяземскому: «…враждебность, проявляемая к нам Европой, есть, может быть, величайшая услуга, которую она в состоянии нам оказать. Это положительно, не без промысла. Нужна была эта с каждым днем все более явная враждебность, чтобы принудить нас углубиться в самих себя, чтобы заставить нас осознать себя. А для общества, так же как и для отдельной личности, — первое условие всякого прогресса есть самопознание».
«Одна из самых прискорбных наклонностей, замечаемых у нас, это — наклонность подходить ко всем вопросам с их самой мелочной и гнусной стороны, потребность проникать в хоромы через задний двор. Это в тысячу раз хуже невежества».
Это сказано в середине 19 века. А вот что говорилось в конце 20-го. Короткая цитата из стенограммы беседы с Ельциным на одном из каналов французского телевидения, недавно впервые обнародованной:
Ведущий: — Борис Ельцин, вы были спортсменом, чемпионом по волейболу. Может, политика похожа на волейбол? Нужно прыгать выше и первым бить по мячу?
Ельцин: — Только не по мячу, а по противнику. По сопернику. Это разница.
Не правда ли, сказано как будто сегодня, как будто про нас! И какая колоссальная разница в нравственном, в интеллектуальном уровне! Где взаимоуважение, широта взгляда на вещи, где глубина чувств? А ведь это лобовое мышление превалировало на всем постсоветском пространстве, отзывается оно эхом и в наши дни! Соревнование, спорт? Состязание в силе и ловкости (не важно, тела или духа, идей). Дудки! Поскорее лупи, бей. Не соперника — врага. Бей и ниже пояса, под самый дых!
Еще раз про фИтбол
Правда, футбола — к счастью для нас, нет в программе Первых Евроигр (ясно, как бы мы тут выглядели!), но в завязавшемся разговоре мы, естественно, не могли не вспомнить, каким был когда-то «Нефтчи». Одна из лучших команд в СССР, которую тренировал не кто-нибудь — Аркадьев, курировал секретарь ЦК партии Амиров, занимавшийся, как и нынешний босс «Нефтчи», тоже нефтяной отраслью, но в отличие от него умеющий не только произносить «футбол» правильно — влюбленный в футбол!
А как мы болели за наших! Я тогда жил рядом с парком Дзержинского, в районе стадиона, и помню ажиотаж в дни матчей. Еще за час до его начала, а трамваи уже битком набиты, болельщики висят на подножках, залезли даже на крышу. Конная милиция. Рискуя получить удар дубинкой, мы лезли на металлические решетки стадиона, пробирались на трибуну и … И сев, замирали в предчувствии счастья, которое мы вот-вот увидим. Как смертельно замирали в опасных для нас случаях, как радовались, точнее, как упивались, когда наши вколачивали гол…
Что там нынешние фанаты — мальчишки... А тогда дело было не только в чувствах, в «культуре боления», я бы сказал так. Культуре не только профессионального спорта, который был и тогда (хотя, считалось, его не было) — физкультуры вообще!
Игры развеют не один миф!
Политика политикой, но нельзя политизировать гражданские чувства. Нельзя считать, что и Евровидение, и Евроигры вовсе не искусство и не спорт — одна политика! Так, после недавнего Евровидения газета «Азадлыг» опубликовала статью под названием «Почему Россия поставила Азербайджану «три»?» — имея в виду баллы, данные нашему исполнителю российскими зрителями; ответом было — а потому, что за этими баллами … имперские поползновения России на независимость Азербайджана! Вот уж, бывает патриотизм, а тут — патри(иди)отизм!
Что ж, Евроигры войдут в историю — да, под знаком Азербайджана. И священный ритуал — несение факела на следующих играх, которые состоятся в Нидерландах, а затем и на следующих, следующих — каждый раз будет стартовать в Баку; огонь будут брать из «страны огней»…
Евроигры развеют и — да, многие мифы о нас, вбиваемые в головы людям Запада. Одно дело услышать, другое — увидеть. Тысячи туристов сами, своими глазами увидят наш Баку, нашу щедрую страну. Щедрую не только по части гостеприимства, но и по части культуры вообще, культуры просто человеческих отношений…
Ну и, наконец, как, скажите, как не прочувствовать все это и нам самим? Как не попереживать за наших на трибуне стадиона?!