Сообщение о том, что миллиардер Шелдон Эдельсон намерен провести конференцию с участием известных еврейских спонсоров, чтобы обсудить способы борьбы с движением «Бойкот, вывод инвестиций и санкции» (BDS), свидетельствует о начале новой эпохи произраильской деятельности еврейской общины США. Эра Ирана закончилась, началась эра бойкота.
Эпоха Ирана началась в середине 1990-х годов. Во время холодной войны американские евреи боролись против влияния арабских режимов и ООП, но после того, как Израиль подписал мирные договоры с Египтом и Иорданией, а также пошел на соглашения Осло, они остались без традиционных противников, поэтому с радостью приняли предложение израильского лидера Ицхака Рабина сосредоточить свои усилия на Иране.
В своей важной книге об ирано-израильских отношениях «Союз предателей» Трита Парси (Trita Parsi) приводит слова Шая Фельдмана (שי פלדמן), израильского эксперта по внешней политике в Университете Брандайса, который сказал, что произраильское лобби AIPAC занялось Ираном, поскольку у него не было других вариантов. Эра Ирана достигла своего апогея во время каденции Махмуда Ахмадинежада на посту иранского президента. Сменивший его в 2013 году Хасан Рухани старается сформировать менее агрессивный имидж Ирана, и он обрел в лице Барака Обамы партнера, который стремится покончить с холодной войной между двумя государствами. Эти усилия все еще могут завершиться неудачей, но с учетом решимости обоих президентов, скорее, будет подписано соглашение, которое Биньямин Нетаньяху и республиканцы в Конгрессе сорвать не смогут.
На этом фоне появляется движение BDS. Если обращение американских еврейских организаций к иранской угрозе во многом было результатом мирного процесса на Ближнем Востоке, то это движение бойкота стало результатом смерти этого процесса. В течение шести лет Биньямин Нетаньяху отвергал возможность создания палестинского государства в границах 1967 года, с обменом территориями. Большинство палестинцев утратили надежду на создание государства путем переговоров с Израилем. Одновременно неспособность председателя ПНА Махмуда Аббаса положить конец оккупации подорвали его легитимность.
Этим воспользовалось движение BDS. Оно предложило палестинским активистам путь в обход коррумпированных, конфликтующих между собой политиков. Тем самым активисты смогли взять борьбу против Израиля в свои руки. Движение декларирует три цели — прекращение израильского контроля над Западным берегом Иордана, равноправие для палестинцев в Израиле и возвращение палестинских беженцев. С этими целями солидарны практически все палестинцы. Вдобавок, движение не прибегает к насилию, опирается на права человека и соблюдает нормы международного права. Тем самым BDS привлекает на свою сторону либералов, которые не поддержали бы исламских фундаменталистов.
BDS уже изменило жизнь американских еврейских организаций. Во-первых, движение снизило значимость Вашингтона, и вместе с ним ослабло значение AIPAC. Эта организация опирается на связи с конгрессменами, но BDS не имеет дела с Конгрессом, действуя в университетах, в профсоюзах и среди либерально настроенных христиан.
Деятельность BDS вызвала замешательство среди еврейских организаций США. В 2010 году они создали специальные структуры для борьбы с попытками делигитимации Израиля. AIPAC остается влиятельной силой в Вашингтоне, но там, где идет борьба против BDS, это лишь одна еврейская организация среди многих.
Еще одним результатом деятельности BDS стало усиление организации Jewish Voices for Peace (JVP), которая поддерживает это движение. Сегодня представителем левых еврейских кругов считается «Джей-стрит» (J Street). Но поскольку среди еврейских организаций только JVP поддерживает движение бойкота, то ее влияние должно постепенно вырасти. Уже сегодня многие из числа нееврейских активистов BDS указывают на JVP как на доказательство того, что не все евреи США выступают против бойкота. На этом фоне «Джей-Стрит» приобретает вид умеренной организации.
Вдобавок, существование BDS вызывает в еврейской общине США острый спор о сионизме как таковом. Евреи США привыкли считать палестинцами только жителей Западного берега и сектора Газы, но многие активисты движения — палестинцы, живущие на Западе или в Израиле. Они считают, что права палестинцев в Израиле и права беженцев ничуть не менее важны, чем права палестинцев на Западном берегу.
Прекращение оккупации не угрожает еврейскому характеру Израиля, а, напротив, скорее гарантирует его сохранение. Но по мере роста влияния BDS будет нарастать дискуссия о правах израильских палестинцев и беженцев, то есть о проблемах, демонстрирующих противоречие между демократическим характером Израиля и политикой предоставления евреям предпочтений в вопросах иммиграции и в занятии государственных постов.
Первой реакцией американских организаций на движение BDS стали обвинения в антисемитизме. Однако проблема в том, что произраильские активисты, игнорируя противоречия между демократическими ценностями и еврейским характером государства Израиль, оказались не в состоянии мобилизовать поддержку сионизма среди неевреев. Сионизм можно оправдать, но это непросто с интеллектуальной и моральной точки зрения. Евреям в США придется защищать ценности, которые они ранее считали самими собой разумеющимися. Вероятно, это станет самым значимым последствием движения BDS для американской еврейской общины.