Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Миллиард рублей на празднование крещения Руси и огромный памятник Владимиру

Война за прошлое, ведущаяся не только на отрезке Второй мировой войны, а на широком тысячелетнем фронте, продолжается. Эта ожесточенная и дорогостоящая баталия, но отказаться от нее нельзя, ведь, как справедливо заметил Оруэлл, «тот, кто управляет прошлым, тот управляет будущим. Тот, кто управляет настоящим, управляет прошлым».

© CC0 / Public Domain«Крещение Руси», фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе, 1896
«Крещение Руси», фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе, 1896
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы еще не совсем вышли из окопов празднования 70-го победного окончания Великой Отечественной войны, как называют здесь борьбу СССР с гитлеровской Германией. Еще не прошла ярость на тех, кто напоминал, что Советский Союз не всегда выступал против нацистов, а в свое время помогал им и вместе с ними порабощал соседние народы. Открывается новый фронт: ставим памятник Владимиру.

Мы еще не совсем вышли из окопов празднования 70-го победного окончания Великой Отечественной войны, как называют здесь борьбу СССР с гитлеровской Германией. Еще не угасла злость на тех, кто не воспользовался приглашением на большой парад 9 мая на Красной площади. Еще не прошла ярость на тех, кто напоминал, что Советский Союз не всегда выступал против нацистов, а в свое время помогал им и вместе с ними порабощал соседние народы. Но уже открывается новый фронт.

От Владимира до Владимира

На 15 июля придется тысячелетняя годовщина со дня смерти крестителя Руси Владимира Великого, святого православных и греко-католиков. В России, когда нужно забыть, например, о столетии со дня смерти отлученного от Церкви и неприемлемого для сегодняшнего государства Льва Толстого, начинают доказывать, что такие траурные годовщины здесь не отмечают.

Но тысячелетие упустить нельзя. Тем более что Владимир Святославович, с одной стороны, занимает очень важное место в новом национальном пантеоне, но с другой — далек от народа. В марте на приуроченную к годовщине аннексии Крыма демонстрацию активисты принесли транспаранты с надписью «Россия от Владимира до Владимира». Публика, учившаяся в советских школах, или молодежь, воспитанная на «зомбоящике» (как называют здесь телевизор), терялась в догадках. «До» какого Владимира — это понятно. Но от какого? «Может, от города Владимира?» — пытались угадать энтузиасты «возвращения Крыма в родное лоно».

Вид на Днепр


А святой Владимир стал актуальным и важным именно в контексте Крыма. Именно из-за него аннексия полуострова имеет не только практическое или имперское, но и, как сказал сам Владимир Владимирович, «сакральное» значение.


Долгие века, когда в Москве верили, что Украина и Россия в будущем всегда останутся вместе, русскую цивилизацию, веру и государственность выводили из «днепровской купели». Ведь для общего будущего нужно было общее прошлое, в котором великий князь киевский крестил свой народ в Днепре — в Киеве, «матери городов русских». Вечным символом этого события служит монументальный памятник святому, поставленный в 1853 году на высоком берегу реки в украинской столице.

Убил княжескую пару, взял силой их дочь, а потом крестился


Сейчас, когда там заправляют «укрофашисты» или, как можно еще услышать в Москве, «жидобандеровцы», а общее российско-украинское прошлое выглядит сомнительно, прошлое с «днепровской купелью» на первом плане никуда не годится.

Фотографы снимают модель памятника Великому князю Владимиру, который планируется установить на Воробьёвых горах в Москве


Поэтому появилось новое. Сейчас на первый план выдвигают тот факт, что Владимир, прежде чем загнать свой народ в воды Днепра, ходил с военным походом на Крым. Там он взял Херсонес. Как рассказывают историки, он убил местную княжескую пару, изнасиловал их дочь, а потом крестился, чтобы византийский император отдал ему в жены свою сестру Анну. О творившихся после штурма Корсуни (как по-древнерусски любят сейчас называть в России Херсонес) безобразиях официальная Москва, конечно, вспоминать не хочет. Зато она подчеркивает, что прежде чем киевский люд погрузился в воду у занятого сейчас «укрофашистами» берега Днепра, Русь крестилась в как раз «вернувшемся в родное лоно» Крыму. Так что полуостров имеет для российского народа «сакральное» значение.


Торжественное празднование тысячелетней годовщины со дня смерти Владимира Крестителя Руси уже началось. Государство выделило на него миллиард рублей — солидную сумму для периода кризиса и бюджетных сокращений. Эти деньги, в частности, предназначены на памятники святому во Владимире, Смоленске и Москве. Последний будет огромным. У Петра Алексеевича Порошенко на крутом берегу Днепра стоит святой высотой в 20,4 метра. А у Владимира Владимировича на крутом берегу Москвы-реки, на Воробьевых горах, памятник будет выше: 24 метра.