В политическом плане одной из основных тем саммита «Большой семерки» стала проблема России, а, точнее, прощание с надеждами на то, что она под руководством Владимира Путина станет предсказуемым государством и нормальным участником международных переговоров, пишет Gazeta Wyborcza (7.06). Москва старается запугать Запад возобновлением полномасштабных боев на Украине, постоянными учениями своих войск и угрозами сорвать соглашение по иранской ядерной программе, однако лидеры США и европейских стран не только не хотят вести с ней переговоры, но и не видят будущего у прежнего формата G8, отмечает газета.
Отказ от формата «восьмерки» показал, что Россия превратилась из влиятельной державы, принимающей участие в формировании мировой архитектуры, в изгоя. И пока она не урегулирует вопрос Крыма, о ее возвращении в «клуб избранных» не будет речи, развивает мысль сотрудник аналитического центра Warsaw Enterprise Institute Анджей Талага (Andrzej Talaga) в беседе с Fronda.pl (10.06). «Это очень хороший знак на будущее: нельзя нарушать международное право, нельзя попирать суверенитет и территориальную целостность других стран, потому что это приведет к конкретным последствиям. С этой точки зрения саммит G7, определенно, был не успехом России, а ее очередным шагом к поражению», — добавляет собеседник портала.
«Большая семерка» превратилась из клуба свободных дискуссий на экономические темы в сообщество демократических западных стран, в котором в современной ситуации нет места для Москвы: для возвращения в круг важнейших держав мира Россия должна доказать, что она всерьез относится ко Второму минскому соглашению, — говорит в интервью Rzeczpospolita (7.06) немецкий политологКай-Олаф Ланг (Kai-Olaf Lang). Между тем, хотя из Москвы поступают сигналы, что Кремль готов принять договор об ассоциации Украины с ЕС, события в Донбассе показывают, что он продолжает рассматривать возможность использования военных методов для реализации своих планов, указывает эксперт.
Западные страны долго пытались убедить себя, что каждый очередной агрессивный шаг России — это еще не повод для серьезной реакции. Но теперь, как рассуждает публицист Rzeczpospolita (4.06), он больше не намерен ждать, когда тысячи очередных российских солдат войдут в соседнюю страну, и не станет проверять на практике, кто развяжет широкомасштабную войну — россияне или пользующиеся их поддержкой сепаратисты. «Экономические санкции будут продлены до будущего года. Ведь ни у кого нет сомнений, что Москва не заинтересована в завершении конфликта на Украине, она подпитывает его, и в последнее время все активнее», — подводит итог автор.
«Ответ США, НАТО и Европы на ревизионистский план Путина слишком слаб», — убежден посол США на Украине в 2003-2006 годах Джон Хербст (John Herbst), интервью с которым публикует портал Onet.pl (5.06). Бывший дипломат предостерегает от трактовки украинского кризиса как региональной европейской проблемы, подчеркивая, что «попытка одной из двух мировых ядерных сверхдержав перевернуть европейский порядок с ног на голову» представляет серьезный вызов для всей мировой безопасности. Чтобы остановить Путина на Украине, нужно сделать так, чтобы агрессия стала обходиться ему слишком дорого, подчеркивает Хербст: «Западные страны должны передать Киеву наступательные вооружения, а НАТО — направить в страны Балтии, в Польшу и Румынию больше военнослужащих и техники».
Хотя лидеры Германии и США на саммите G7 заявили о готовности сохранить санкции в отношении России до полного выполнения Минских соглашений, эти меры слишком слабы, вторил эксперт аналитического центра «Институт Собеского» Павел Добровольский (Paweł Dobrowolski) в эфире радиостанции Polskie Radio (8.06). «Санкции функционируют в значительной мере на вербальном уровне: мы много говорим о санкциях, но на самом деле реальных санкций нет. Последнее ужесточение заключалось в расширении списка лиц, которым запретили въезд на Запад, а потом эти люди на том же Западе появлялись», — делится наблюдениями он.
«Вербальные санкции лишь цементируют режим Путина в России, поскольку российская пропаганда получает отличный инструмент, чтобы объяснять, почему все так плохо», — добавляет главный экономист Союза предпринимателей и работодателей Мариуш Павляк (Mariusz Pawlak), который считает основной проблемой Европейского союза его неспособность выработать единую четкую стратегию своей политики в отношении России.
Продление санкций на следующие полгода — это лишь краткий этап противостояния Москвы и Запада, в котором Россия то рисует картины иллюзорной отпели, объявляя «окончание проекта Новороссия», то вновь напоминает, что она может быть непредсказуемой, и позволяет сепаратистам в Донбассе нарушать перемирие; а на фоне этой игры продолжается важная дипломатическая баталия о трактовке положений Минского соглашения, обращает внимание Gazeta Wyborcza (9.06).
Некоторые западные политики могут придти к выводу, что, не соглашаясь на российский вариант федерализации Украины, Киев не выполняет положения минского плана, и начать задаваться вопросом, не следует ли смягчить курс в отношении Москвы. «И это станет победой Кремля, ведь он заинтересован не столько в появлении полугосударства-сателлита на Донбассе, сколько в возможность влиять на киевскую политику», — предупреждает газета.
«Я склонен трактовать атаки на украинские позиции, в частности, на Марьинку, скорее, как попытку увеличить давление на Запад. Это сигнал: давайте договоримся, потому что в противном случае угроза наступления станет реальной», — убежден комментатор портала Defence.24 Петр Маченжек (Piotr Maciążek), которого цитирует Wirtualna Polska (8.06). Вместе с тем эксперт предполагает, что Россия «постарается урегулировать вопрос Донбасса», поскольку ее сложное экономическое положение не позволит ей самостоятельно содержать этот регион.
Москва продолжает торг с Западом, стараясь продемонстрировать ему, что мир на востоке Украины зависит лишь от ее воли, пишет Newsweek Polska (4.06). В ближайшее время Россия при помощи сепаратистов продолжит наносить точечные удары в Донбассе, чтобы создать впечатление, будто она готовится к масштабному наступлению, украинская армия будет отражать атаки, министр Лавров продолжит обвинять Киев в нарушении перемирия, а в европейских столицах может зародиться мысль, что с Путиным следует возобновить переговоры, которые откроют возможности для новых предложений и новых уступок, чего и добивается Кремль, обрисовывает перспективы еженедельник.