Лондон — В последнее время я несколько раз — достаточно часто, чтобы уже можно было говорить о сложившеся схеме — становилась участницей оживленной дискуссии где-нибудь в Европе. Это мог быть обед или конференция, речь могла идти о России, Ливии или экономическом кризисе в Греции. Но в какой-то момент один из участников беседы с удивлением произносил: «Разве не странно: мы ни разу не упомянули о США!» Да, соглашались остальные, это очень странно! И тема дискуссии сразу же менялась.
Сегодня почти никто не сомневается в том, что влияние Америки в Европе уменьшается вместе со степенью вовлеченности США в дела других регионов мира, хотя разные эксперты предлагают нам разные трактовки. Некоторые из них считают, что началом этого заката влияния США стала война в Ираке 2003 года и период правления администрации Буша-младшего, развязавшего ту войну. Именно тогда страны Европы разделились в вопросе о том, нужно ли поддерживать США. Более того, тем, кто поддержал США тогда, позже пришлось дорого за это заплатить. Несомненно, Тони Блэр так и не сумел оправиться после своего решения принять участие в иракской кампании, и нынешняя слабая внешняя политика Великобритании отчасти тоже является результатом той войны.
Другие обвиняют нынешнюю администрацию США, тоже приводя достаточно веские аргументы. Неспособность президента Обамы отстоять свою собственную «красную линию» в Сирии и отсутствие четкой стратегии в борьбе с Исламским государством заставило многих усомниться в том, что он в принципе интересуется ситуацией на Ближнем Востоке. Такая же проблема существует и в вопросе России, в котором наблюдается странный раскол между военными лидерами НАТО, выступающими с чрезвычайно резкими оценками маневров России в Прибалтике и Скандинавии, а также на Украине, и до странного оптимистично настроенным Белым домом. Пока командующий объединенных сил НАТО в Европе генерал Филип Бридлав (Philip M. Breedlove) предупреждает о «реваншистской России», Обама беспечно называет ее слабой «региональной державой», не представляющей никакой серьезной угрозы.
В природе не может быть вакуума, и для дюжины американских политиков, претендующих на президентский пост, такая пассивность и нерешительность может стать легкой мишенью. Несомненно, республиканцы уже решили, что их коньком на выборах станет внешняя политика. А в Германии на этой неделе Джеб Буш (Jeb Bush) назвал президента Владимира Путина «безжалостным прагматиком, который будет продавливать свое, пока кто-нибудь не надавит в ответ», и призвал к возрождению западного альянса. Марко Рубио (Marco Rubio) также потребовал восстановить «американскую мощь» и статус мирового лидера. Вероятнее всего, пройдет совсем немного времени, прежде чем Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) найдет способ аккуратно разделить первый и второй сроки Обамы и тоже выступит с критикой второго.
Все это очень хорошо, только вот никакое «заявление о готовности», каким бы решительным оно ни казалось, не устранит главную проблему. Выступать с жесткими заявлениями довольно просто, однако основная задача следующего президента не будет ограничиваться сферой риторики. Если следующий президент по-настоящему захочет вернуть США статус лидера Запада, любой президент — в том числе нынешний, поскольку у него в запасе еще есть два года — должен будет начать радикальную реформу самого альянса и всех институтов этого альянса, чтобы окончательно разобраться с наследием Буша и Обамы. Сейчас не 1979 год, и возрождение рейганизма уже не сработает: союзники Америки относятся к воинственности США с таким же подозрением, как и к их нерешительности.
Самым подходящим местом для начала этого процесса является НАТО. Этому альянсу требуется хорошо налаженная процедура принятия решений, а также твердая решимость защитить тех восточных союзников, которым угрожает опасность. Однако проблемы, с которыми столкнулся Запад, выходят за рамки военной сферы. Нам требуются новые институты, способные бороться с новыми угрозами. В следующем десятилетии США должны взять на себя роль лидера в международной дискуссии по вопросам о компьютерном шпионаже, который сейчас уже перешел на новый уровень, а также о дезинформационных кампаниях России, Китая и других стран, которые уже научились эффективно влиять на ход наших политических дебатов и сеять хаос. Америка должна найти союзников в борьбе с международной коррупцией, которая мешает политической независимости множества более слабых западных государств. Обвинения Министерства юстиций в адрес руководства ФИФА стали довольно любопытным примером: почему бы нам не вложить такую же энергию в расследование схем отмывания денег, обогативших стольких олигархов по всему миру — а также их западных партнеров?
Я полагаю, что именно в этом и заключается главная проблема для любого кандидата: реформа и укрепление НАТО, создание новых институтов для борьбы с транснациональной коррупцией и киберугрозами — в рамках предвыборной кампании все это будет проигрывать лозунгу «Давайте снова сделаем Америку великой». Однако если следующий президент всерьез захочет вернуть США статус мирового лидера, Америке потребуется инициировать новые проекты вместе со своими старыми друзьями, чтобы вдохнуть новую жизнь в западный альянс. Одних заявлений будет недостаточно.