Давайте не будем замыкаться в себе. Наведем бинокль на окружающий мир и обратим внимание на заявления вроде тех, что звучали на радиоволнах в период Второй мировой войны. В частности, министр обороны США Эштон Картер (Ashton Carter) отметил: «Мы будем летать, плавать, проводить операции везде, где позволяет международное право» (’US will play ’pivotal’ role in Asia, 01/06, BBC).
Эти слова относились к Южно-Китайскому морю, главной стратегической зоне борьбы США и Китая в Азии. Но спустя всего неделю генерал Центральной военной комиссии Китая Фань Чанлун (Fan Changlong) — а по этому званию нужно понимать, что в военной иерархии он находится сразу же за главой государства — ступил на американскую землю с недельным визитом (’Chinese Military Official Visits US’, 08/06, VOA).
Одновременно происходили и другие важные события. Когда в Турции проходили выборы, в Германии шел саммит G7, участники которого пытались установить баланс сил на более обширной территории. Лидеры G7 выразили озабоченность напряженностью в Азии, но при этом не провели какой-либо связи с Китаем, не было речи и о санкциях.
В саммите принял участие и президент США Обама, а его взгляд на этот вопрос был известен (он озвучил его около двух месяцев назад): США не опасаются роста Китая, если тот будет носить миролюбивый характер, но США должны быть уверены в том, что Китай остается верен международным правилам и не прибегнет к силе для того, чтобы подавить другие страны. «Филиппины и Вьетнам не так велики, как Китай — но это не означает, что их можно расталкивать локтями», — говорилось в заявлении.
Здесь же замечу, что в конце июня в Вашингтоне состоится встреча под названием «Стратегический и экономический диалог США и Китая», на повестке дня — вопросы, связанные с урегулированием экономических проблем США. Добавим к этому информацию о том, что в сентябре 2015 года по приглашению Обамы США посетит китайский лидер Си Цзиньпин. И у нас получится интересная картина.
Вашингтон хотел бы видеть в зоне своего влияния многие страны Азии. Но ни одна из них не желает оказаться между двумя гигантами — как меж двух огней. Кроме того, страны региона претендуют на территории и острова в Южно-Китайском море.
Европа же почти не придает значения этому вопросу. Европейские государства фактически бросают США, они даже присоединились к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, во главе которого стоит Китай. Причина здесь — совершенно «эмоционального» толка. Европа рассматривает Китай в качестве экономической силы, которая может ее спасти.
Поэтому у вышеописанных маневров США вокруг Китая есть определенный смысл!
Россия out!
Одной из главных тем саммита «группы семи», которая объединяет экономически развитые страны мира, стал кризис России и Украины (как известно, организация называлась G8, и вновь стала «семеркой» лишь после приостановки членства Москвы). После событий вокруг Крыма Россию во второй раз не приглашают на эту встречу. Более того, страны, принявшие участие в саммите, продолжат применять санкции против России. Кроме того, они постановили, что в случае необходимости нужно будет ввести новые санкции или ужесточить ранее введенные ограничения.
Важно услышать, что на этот счет сказал президент США: «В конечном итоге это вопрос к господину Путину. Он должен принять решение, продолжит ли он разрушать экономику своей страны и изолировать Россию в ошибочном желании восстановить славу советской империи, или же осознает, что величие России не зависит от нарушения суверенитета и территориальной целостности других стран».
Известно, что США долго стремились перевести на свою сторону некоторые важные европейские страны, которые не были расположены копать политическую и экономическую траншею к границам России (например Германию и Францию). Но их убедили, как убедили и Италию, и этот саммит G7 можно записать в актив Вашингтона. Этим саммитом «семерка» показала, что занимает единую позицию — против России. В июле состоится саммит ЕС, и уже сейчас говорится о том, что действие санкций продлится и после этой, еще не состоявшейся встречи.
Иными словами, место России в G7 свободно, и еще какое-то время Путин не сядет за этот круглый стол... А Америка, которая продолжит окружать Россию, будет стремится провести через черный ход Китай.
Китай in!
Здесь возникает вопрос: есть ли в отношениях США и Китая потенциал для создания единого фронта против России? Хотя сейчас полагать, что двери G7 будут открыты для Китая, весьма претенциозно, Пекину, как минимум, указывают на это кресло в организации неофициального формата. Конечно, пока перспектива «G8 с Китаем» — лишь пустые слова, но тень Си Цзиньпина протянулась и туда...
Китай однажды сядет за этот стол. Дело в том, что, по сравнению со странами Азии, которая начинает давить на мир своим весом, G7 стала утрачивать влияние. А излюбленная стратегия Запада в таких случаях (и особенно в финансовых делах) — поглотить своего врага (конкурента).
А что на это скажет Китай? Отношения Пекина и Кремля, конечно, развиты очень хорошо. Но Китай давно ведет внешнюю политику, исходя только из одного принципа: каков наш интерес? Это, конечно, не значит, что Китай «продаст» Россию. Однако Китай не рассматривает отношения с Россией как нечто, направленное против Запада. Пекин в первую очередь заинтересован в достижении своих интересов.
Другой важный момент состоит в том, что в отношениях Китая и Запада, конечно, есть глобальные проблемы. Но сфер сотрудничества — больше. Займет ли Китай свободное кресло в G7? Неизвестно. Но остались считанные дни до того, как он сядет в самое высокое кресло в G20, а оба этих места связаны друг с другом...