Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китайский журналист говорит RT America: США нужно подучить историю Южно-Китайского моря

© AP Photo / Xinhua/Wu DengfengКитайский авианосец «Ляонин»
Китайский авианосец «Ляонин»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Главный политический журналист филиала Центрального телевидения Китая в США: «Это США виноваты в беспорядках в Южно-Китайском море. Здесь постоянно идут разведывательные операции США, причем иногда всего в 200 километрах от острова Хайнань. Так что я думаю, что это американские военные накаляют обстановку. Им следовало бы подучить историю Южно-Китайского моря».

В последнее время в Южно-Китайском море проблем все больше. В мае министр обороны США Эштон Картер (Ashton Carter) неоднократно критически высказывался по данному вопросу, осуждал КНР за строительство искусственных островов, призывал все стороны, имеющие отношения к конфликту в данном регионе, немедленно прекратить любые претензии на острова. Все это вызвало горячие споры вокруг Южно-Китайского моря. Во время интервью российским СМИ китайский журналист Ван Гуань (Wang Guan) привел исторические доводы в поддержку суверенитета Китая в регионе. 30 мая в программе Boom Boost на канале RT America ведущая Эрин Эйд (Erin Ade) спросила его, кто же, в конце концов, не прав в этом конфликте. Ответ г-на Вана на беглом английском поразил телеведущую, ведь такую точку зрения редко встретишь в западной прессе.

Ван Гуань — главный политический журналист филиала Центрального телевидения Китая (CCTV) в США. Он также является одним из самых влиятельных корреспондентов, говорящих на китайском и английском языках. В 2006 году он занял первое место в конкурсе по английскому языку «Кубок XXI века». Он брал интервью у сотни политиков и бизнес-экспертов, включая Госсекретаря США Джона Керри, министра финансов США Джейкоба Лью (Jacob Lew), бывшего Госсекретаря Генри Киссинджера, советника президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс (Susan Rice), бывшего министра труда США Элейн Чао (Elaine Chao), президента Либерии Элен Джонсон-Серлиф (Ellen Johnson-Sirleaf), президента Сьерра-Леоне Эрнест Бай Корома (Ernest Bai Koroma) и так далее.

Его интервью известны своей остротой и прямолинейностью, Генри Киссинджер даже назвал Ван Гуаня «искусным и вдумчивым ведущим». В 2014 году во время подготовки к интервью с Джоном Керри он просмотрел более 1000 страниц различных докладов Госдепартамента в поисках доказательств того, что США вели коммерческий шпионаж против Китая. Из-за этого Керри пришлось стать первым высокопоставленным чиновником Америки, который публично признался в том, что Штаты узнавали коммерческие тайны КНР.

Ниже представлено интервью Ван Гуаня американской журналистке:

— Сегодня мы поговорим о Китае. Гость нашей программы — политический корреспондент филиала CCTV в США г-н Ван Гуань. Тема сегодняшнего выпуска — китайско-американский конфликт в Южно-Китайском море. По мнению КНР, строительство инфраструктуры в данном регионе будет способствовать судоходству и так далее. Однако Штатам не нравится эта затея. Поэтому мой первый вопрос г-ну Вагу: что Вы думаете по поводу суверенитета КНР в Южно-Китайском море?

— Я считаю, что для того, чтобы понять этот вопрос, необходимо знать историю. Ведь она доказывает право Китая на острова в Южно-Китайском море. Один из аргументов в пользу этого утверждения предоставляет Вторая мировая война. Проигравшая Япония вернула Китаю Парасельские острова и острова Спратли, которые она когда-то заняла незаконным путем. Одержавшая победу Антигитлеровская коалиция — Великобритания, США и Советский союз — подтвердили это. В 1949 году Китай обозначил так называемую «линию девяти пунктиров» (обозначает демаркационную линию, которую континентальный Китай и Тайвань используют для обозначения их территории в Южно-Китайском море — прим. пер.), которая предельно четко обозначила границы суверенитета Китая, и тогда ни у кого никаких возражений не было. Сейчас КНР — вторая экономика в мире, и вдруг некоторые государства, воодушевленные американской стратегией «перебалансировки» сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), начали провоцировать различные инциденты в Южно-китайском море и идти на конфликт с Пекином. Мы считаем, что это США виноваты в беспорядках в регионе. Ежегодно там фиксируется более 500 случаев разведывательных операций со стороны Вашингтона, причем некоторые из них проходят всего в 200 километрах от острова Хайнань. Китаю это, конечно же, не нравится. Так что я думаю, что это американские военные накаляют обстановку в регионе. Им следовало бы подучить историю Южно-Китайского моря.

— У Вас довольно интересная позиция. Такую точку зрения нечасто услышишь в западной прессе. Мой следующий вопрос: другие страны также заявляют о своем праве на острова, например Вьетнам. Филиппины. Как Вы думаете, мог ли Вашингтон в некоторой степени повлиять на них и заставить пойти на конфликт с Китаем?

— Отчасти. США постоянно призывают КНР разрешать конфликты, опираясь на международное право и многосторонние механизмы. Урегулирование спорных моментов на море обычно происходит на основе «Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву». Но, Эрин, вот что забавно: сам Вашингтон эту конвенцию не подписывал, а от Пекина требует следовать ей. Если одна страна требует от другой придерживаться того свода правил, который сама она не подписывала, то о чем тут вообще можно говорить? Сейчас в Южно-Китайском море действительно возник конфликт, и страны должны разрешать его путем двусторонней дипломатии и мира.

— Вы думаете что это (мирное разрешение) возможно?

— Да. Здесь (в США) многие обвиняют Китай, говоря, что он ведет себя агрессивно и хочет развязать войну. Но давайте не забывать, в последний раз КНР участвовала в войне в конце 70-х годов (речь идет о Китайско-вьетнамской войне). То есть нам на подготовку к войне понадобилось 40 лет, а сколько нужно времени США, чтобы начать военные действия? Не нужно беспокоиться. Я не считаю, что в Южно-Китайском море может произойти военный конфликт.

Впечатления Ван Гуаня от интервью

В интервью научно-аналитическому центру «Тайхэ» Ван Гуань рассказал о закулисье интервью RT и своих впечатлениях.

Хотя RT America и является американским подразделением российской телекомпании Russia Today, благодаря профессионализму, а также тому, что там не чураются острой критики, этот телеканал стал весьма популярным в Штатах. По рейтингу аудитории среди международных каналов он уступает только BBC America. Количество подписчиков их канала на сайте Youtube составляет около 260 тысяч, по числу просмотров канал занимает второе место с более чем 100 миллионами просмотров.

Эрин Эйд — популярная телеведущая. Она родилась в Нью-Йорке. У нее большой опыт в репортажах о международных проблемах. Она славится четкой постановкой вопросов, а также свободной и раскованной манерой ведения репортажей.

Перед тем, как начать передачу, Эрин высказала расхожее в международном сообществе мнение о том, что Китай, начав строить острова в Южно-Китайском море, нарушил спокойствие в регионе. Я предложил сначала обсудить, кто же, в конце концов, на самом деле является нарушителем спокойствия там, и о суверенитете. Она подумала и согласилась. После того, как Эрин выслушала мою позицию о суверенитете Китая в регионе, обусловленном историей, она воскликнула: «Такую точку зрения нечасто услышишь в западной прессе!»

В западных СМИ и обществе распространены следующие стереотипы: так как в Южно-Китайском море никогда не был установлен чей-то суверенитет, действия Китая — строительство островов — считается провокацией по отношению к Вьетнаму и Филиппинам. И США, взяв на себя роль «посланника мира», решили восстановить «справедливость» в регионе.

Мало кто знает, что острова Южно-Китайского моря были описаны уже в 206 году до н.э., при династии Хань, а также о том, что после Второй мировой войны, когда Япония вернула их Китаю, союзные государства не возражали. Поэтому те проблемы, которые существуют сейчас в регионе, можно назвать «наследием войны». Когда страны в 70-х подписывали Конвенцию ООН по морскому праву, мы как раз переживали Культурную революцию, заняли место в Совете Безопасности ООН. Наша концепция «линии девяти пунктиров», к сожалению, не была добавлена в Конвенцию. Это тоже стало предлогом для США использовать международное право в вопросе Южно-Китайского моря.

Хорошо, что Эрин спросила о роли Америки в ситуации с Южно-Китайским морем. Я без колебаний ответил, что в 1980-х годах во времена Рональда Рейгана США не хотели, чтобы менее развитые страны овладели технологиями глубоководного бурения. Поэтому они и не подписывали Конвенцию. Потом при Буше-старшем, Клинтоне, Буше-младшем и Обаме для политики страны важнее всего были стратегические интересы в области экономики, и Конвенцию тоже никто не подписывал. «Если одна страна требует от другой придерживаться того свода правил, который сама она не подписывала, то о чем тут вообще можно говорить?»

Последний вопрос, который мне задали, был о том, сможет ли Китай мирным путем урегулировать конфликт. И я подумал, что эти последние 30 секунд — мой шанс. В нем, конечно, выражалось все беспокойство и любопытство западного общества, действительно ли подъем Китая «мирный», как это утверждает Пекин? Означает ли, что рост военной мощи страны сделает страну более агрессивной? Я подумал, может, стоит рассказать о статистике, и решил привести пример, который объяснит все западной публике. Я решил воззвать к антивоенным настроениям американцев и сказал Эрин: «Давайте не забывать, в последний раз КНР участвовала в войне в конце 70-х годов (речь идет о Китайско-вьетнамской войне). То есть нам на подготовку к войне понадобилось 40 лет, а сколько нужно времени США, чтобы начать военные действия?»

В 80-х годах США вторглись в Гренаду и Панаму с целью установить там проамериканский режим. Потом была война в Персидском заливе. Затем Босния, Косово, Афганистан, Ирак, теперь Ливия и Сирия. В течение этих 40 лет, пока КНР росла и крепла, американские военные оставляли следы на всем земном шаре. Пренебрежение всеми этими фактами и разговоры о китайской военной угрозе свидетельствуют о предвзятости некоторых американских ученых и СМИ.

После интервью я переживал, будет ли оно иметь успех. Передачу показали не только в прайм-тайм в России на RT, но также на Youtube и даже прокомментировали в Twitter, количество просмотров превысило сотни тысяч. Об интервью также сообщили и напечатали его в Global Research. Это все, несомненно, повлияло на западное общество. Среди сотни комментариев на Youtube были такие, в которых продолжали обвинять Китай, но были и те, кто поддерживает его. Американец по имени Конрад Добсон (Konrad Dobson) написал: «Очень интересно узнать мнение человека из Китая. Ведь мы привыкли слышать только американскую и европейскую позиции, согласно которым КНР и Россия — две опасные державы. Но факты не всегда подтверждают эти слова».