Летом 1916 года киргизские кочевники восстали против проводившегося правительством царя Николая II призыва в армию во время Первой мировой войны. Когда верные царю казаки подавили восстание, тысячи киргизов бежали через заснеженные перевалы в Китай. По утверждению местных историков, сопротивление и «Уркун» («Великий исход») унесли жизни более 100 тысяч киргизов. В советских учебниках об этом периоде упоминалось лишь вскользь. Сейчас он вызывает острые споры.
Текст изданного 27 мая президентского указа демонстрирует, как трудно найти баланс между государственным строительством с кыргызским большинством во главе угла, сохранением национального согласия в стране со значительным русским меньшинством и недопущением конфликта с Москвой.
«Массовые волнения в Киргизии приняли характер восстания, причем не против русского народа, а против царского колониализма», — говорится в указе, подписанном пророссийски настроенным президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым. — Общество продолжает нуждаться в объективной исторической оценке причин и последствий произошедшего».
Но в парламенте события 1916 года стали предметом политической игры. Националисты требуют снять документальные фильмы с целью разоблачения инспирированных Россией искажений. Противники возглавляемого РФ Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который Киргизия уже почти вступила, утверждают, что данная структура является не чем иным, как восстановлением империи под руководством Кремля.
Фонд Горчакова при МИД РФ, названный в честь Александра Горчакова, занимавшего при царизме пост министра иностранных дел, в прошлом году согласился выделить средства на «восстановление исторических фактов», связанных с вышеупомянутой трагедией. При этом контроль над исследованием предполагается поручить местным казакам.
По данным источника, близкого к высокопоставленным членам правительства Кыргызстана, тот факт, что Фонд Горчакова может поручить данный проект казакам, «вызывает гнев» у кыргызских официальных лиц.
«На фоне [пронизанной пропагандой войны на] Украине России важно распространить свою версию исторических событий, — сказал этот человек, попросив не называть его имени по причине щепетильности данной темы. — Но это очень опасно».
Лидер казаков отказался прокомментировать ситуацию. Деньги фондом пока не выделены.
Призывы обратить больше внимания на события 1916 года раздаются на фоне усилий Киргизии рассеять создавшееся впечатление, что он опять превращается в российскую колонию. 2 июня сотрудники главного гражданского аэропорта страны задержали лидера крымских татар на Украине и депутата украинского парламента Мустафу Джемилева, приехавшего на конференцию. Позже Джемилев написал в Facebook, что его задержали по приказу «хозяев Киргизии, которые известно, где находятся», явно имея в виду Москву, после аннексии Крыма в прошлом году занявшую жесткую позицию в отношении татарских активистов.
На следующий день министр иностранных дел Киргизии раздраженно заявил, что высказывания Джемилева «являются оскорбительными в отношении суверенитета Киргизской Республики», который «никто не может ставить под вопрос». К вопросу о государственности в Киргизии относятся особенно болезненно.
Депутат-националист Жылдызкан Жолдошева считает, что «Великий исход» остается «важным компонентом» государственности, в которой Джемилев публично усомнился.
«В последнее время стало модно искажать историю. Насколько честно Фонд Горчакова будет исследовать данное событие? Это большой вопрос, — сказала Жолдошева. — Ведь еще живы свидетели данного события, когда русские уничтожали киргизов!». Она отказалась уточнить, как можно связаться с этими свидетелями.
Жолдошева — которую многие обвиняют в разжигании межнациональной розни провокационными заявлениями после кровопролитных столкновений между киргизами и узбеками в 2010 году — была одним из основных сторонников производства исторического фильма-эпоса «Курманжан Датка: королева гор». В Киргизии надеялись, что данная картина получит «Оскара». Теперь она говорит, что хочет снять документальный фильм о «Великом исходе».
«Без истории не построить будущего, — отметила Жолдошева. — Я считаю, что случившееся было геноцидом».
Кроме того, не стесняющееся выражать свое мнение парламентское меньшинство, возражающее против вступления Киргизии в возглавляемый Россией ЕАЭС, сравнивает членство в этой структуре с поглощением киргизских земель Российской империей в XIX веке.
«Россия сегодня страдает острой имперской болезнью», — цитируют местные СМИ депутата Омурбека Абдрахмонова, объяснившего таким образом, почему он противится вступлению республики в ЕАЭС. Абдрахмонов является членом учрежденной оппозицией политической комиссии по исследованию событий 1916 года. Комиссия обещала сотрудничать с параллельной, сформированной правительством рабочей группой.
В целом Киргизия остается очень пророссийской страной. По данным проведенного организацией Gallup опроса, 78% киргизстанцев поддерживают политику Кремля. В этом отношении республика отстает на просторах бывшего СССР только от Таджикистана, где данный показатель достиг 92%.
Тем не менее, годовщина «совпала со странным периодом», заявил декан программы «Международная и сравнительная политика» Американского университета в Центральной Азии Медет Тюлегенов.
«На фоне событий на Украине и расширения Евразийского союза широко обсуждаются отношения России со своей периферией. Это ставит Москву в неловкое положение», — сказал он.
А то, что неловко для Москвы, неловко и для Атамбаева, зажатого между напористым Кремлем и беспокойной политической элитой Киргизии.
«Возможно, [Атамбаев] пытается позиционировать себя в качестве идеологического президента, — задумчиво сказал Тюлегенов. — Также возможно, что он содействует [празднованию годовщины], т.к. в противном случае этим шансом воспользуются другие».