НАТО не следует реагировать на протесты Москвы против размещения тяжелой американской военной техники в Европе: Запад должен привыкнуть к агрессивному языку России и дипломатическим путем напоминать ей, что он не откажется от укрепления своей коллективной обороны и не станет разоружаться, поддавшись на угрозы, — указывает генерал Роман Полько (Roman Polko) в интервью Fronda.pl (18.06).
Собеседник издания призывает отвечать на любого рода «шантаж» российской стороны мягко по форме, но жестко по содержанию. «Уже политика Рейгана показала, что последовательность и жесткость себя оправдывают: они привели советскую империю к краху. Путин мечтает восстановить эту империю, но в современной форме и в свете таких действий это кажется мне нереальным», — подводит он итог.
Сотрудник Польского Института международных дел Марчин Терликовский (Marcin Terlikowski) в эфире телеканала TVN 24 (23.06) высказал убежденность, что Москва даст свой ответ на военные планы Вашингтона. «Они могут ускорить принятие решений о размещении военных подразделений на существующих базах в Белоруссии. (…) Можно ожидать очередных учений-провокаций, попыток пересечь нашу границу и прощупывания нашей готовности к обороне воздушного пространства», — пояснил эксперт, добавив, что современную международную ситуацию еще нельзя назвать холодной войной, поскольку конфликт не перешел в идеологическую плоскость.
Путин хотел отодвинуть границы НАТО от России, но добился своей политикой противоположного результата, отметил в беседе с тем же телеканалом (TVN 24, 24.06) экс-глава дипломатической миссии посольства Польши в России Виктор Росс (Wiktor Ross). Сейчас, по словам дипломата, у Путина осталось два выхода: «Или отступить, что приведет к падению его популярности и позорному уходу, или продолжать эскалацию: повышать ставку в игре, из которой он не способен выйти победителем, но, по крайней мере, погибнуть с честью, как великий россиянин, развязавший войну».
В последние годы Россия совершила резкий поворот к авторитаризму: Дума и Совет Федерации превратились в органы для утверждения решений Кремля, оппозиция и любого рода гражданские инициативы подверглись жесткому государственному давлению, практически исчезли независимые СМИ, на этом фоне развивается культ Сталина и идеализации коммунистического прошлого, описывает российскую действительность газета Polska (22.06).
В российском государстве остались лишь редкие «заповедники» свободы, которые не получают широкой поддержки общества, консолидированного вокруг идеи сильной власти и имперского государства. «Это не сулит ничего хорошего для будущего взаимоотношений россиян и России с Европой. В этой депрессивной ситуации остается только питать надежды, что неоимперская риторика на самом деле адресована внутрь, россиянам, а запугивание конфликтом с Западом — это инструмент для сохранения существующей системы. Остается надеяться, что риторика милитаризации, с которой выступает Путин — это признак слабости, а не силы», — подводит итог автор материала.
Россия отвечает на европейскую политику санкций игрой мускулами и не отказывается, в частности, от усиления своего военного потенциала: «Это, несомненно, возвращение к риторике холодной войны. Похоже, что в Москве календарь остановился на 50-х годах XX века», — отмечает, в свою очередь, публицист газеты Nasz Dziennik (23.06). Своими угрозами Путин стремится склонить Запад отказаться от давления на Россию, хотя одновременно он уверяет, что российская экономика не страдает от санкций и способна найти новые рынки сбыта и новых партнеров, обращает внимание автор комментария.
Российские официальные лица убеждают соотечественников, что инициатором конфликта на Украине выступает США, а от санкций больше всего страдает сам ЕС: «Упакованные таким образом новости о продлении санкций легче воспринимаются россиянами, отгоняют мысль о том, что жить придется труднее, а одновременно наполняют сердца гордостью, что против их отечества выступают не европейские "слабаки", а манипулирующий ими главный соперник России», — пишет московский корреспондент Gazeta Wyborcza (23.06).
Однако, как подчеркивает журналист, в какие слова ни облекалось бы описание современной ситуации, ясно, что на Москву одновременно свалились все беды от санкций и падения цен на энергоносители до краха устаревших методов хозяйствования, которые наложились на глубокий моральный кризис российского общества, охваченного ненавистью к воображаемым врагам.
По результатам опроса польского Центра исследований общественного мнения (CBOS) 68% поляков поддерживают продление европейских санкций против России, рассказало Polskie Radio (22.06). «Вера в эффективность санкций усилилась, однако до сих пор практически половина поляков считает их слишком мягкими. Возможно, закрепляется позиция, что при помощи этих средств удастся разрешить конфликт на Украине, но необходимы более решительные действия. События за нашей восточной границей стабильно вызывают беспокойство и мысли о необходимости активного противодействия расширению конфликта», — поясняют авторы опроса.
Год назад российское руководство, вводя ответные санкции против Европы, обещало, что импортозамещение покроет все потребности россиян, однако этого не произошло: на прилавках не появилось, в частности, дешевых сезонных ягод и фруктов от местных производителей, сообщает Gazeta Wyborcza (23.06). С одной стороны, путь от саженцев до богатых урожаев занимает не один год, однако в Крыму и южных российских областях можно было бы уже собирать первую клубнику. С другой стороны, размышляет журналист, основная проблема состоит в том, что в условиях неработоспособной российской экономики производители и аграрии не спешат занять место, освободившееся на рынке от западных конкурентов.
Владимир Путин стремится вернуть в российскую экономику элементы советской модели управления, в итоге Кремль и приближенные к нему лица играют в ней все более важную роль, а высокопоставленные чиновники, «в 99% делавшие карьеру в КГБ и ФСБ», без малейшего стеснения заседают в органах управления и наблюдательных советах государственных предприятий, с сожалением пишет Rzeczpospolita (18.06). Силовики не понимают, как развивается современная экономика, поэтому Россия вопреки заверениям российского президента, не добилась, в частности, заметных успехов в сфере развития нанотехнологий, отмечает газета, описывая неудачи госкорпорации «Роснано».