Во время саммита G7 в немецком Эльмау страны «Семерки» не смогли договориться по таким вопросам, как финансовый кризис в Греции и сотрудничество с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который, по инициативе Китая, должен начать работу в этом году. Представители «большой семерки» не смогли выработать четкий единый курс. По мере того как растет влияние быстроразвивающихся стран, G7 постепенно теряет свои позиции. Сложно даже утверждать, что странам удалось сохранить гегемонию в мировом сообществе. Представители некоторых стран стали предлагать вернуть в группу Россию или создать G10, включив туда Китай и Индию.
Тем не менее я считаю, что именно страны G7, разделяющие общие взгляды на свободу и демократию, должны стать структурой, которая поведет за собой весь мир. Для Японии это ценное место, которое необходимо для поддержания мирового влияния. В будущем году саммит пройдет в Японии. Хотелось бы, чтобы премьер-министр Синдзо Абэ (Shinzo Abe) не забывал об интересах Японии и укрепил позиции G7.
Столкновение интересов по основным проблемам
По вопросу оказания помощи Греции, которая находится в финансовом кризисе, возникло противостояние между ЕС — и Японией с США, которые опасаются, что затягивание кризиса может ударить по международному финансовому рынку. В отношении АБИИ мнения также разошлись: европейские страны присоединились к банку, отдав приоритет экономической выгоде, в то время как Япония, США и Канада отказались от участия в силу отсутствия там прозрачной финансовой системы. Что касается украинской проблемы, то США настаивают на усилении антироссийских санкций, а Япония и ЕС не хотят поднимать волну в силу энергетической зависимости от России, а также проблемы «северных территорий».
В результате в совместном заявлении главы стран вообще не коснулись Греции и АБИИ. Возможность введения дополнительных санкций против России была учтена, однако основное внимание страны сосредоточили на продлении санкций.
От президента Путина такие разногласия не скроешь. Он раскритиковал G7, заявив, что G8 была значимой группой, поскольку Россия могла выразить независимое мнение, а G7 — всего лишь клуб стран, которые связаны вопросом прибыли. Китайская газета Global Times также опубликовала редакционную статью под заголовком «G7 лишилась прежнего влияния». Немецкая Handelsblatt выразила следующее мнение: «Настал период для расширения клуба до G10. Туда следует включить Россию, Китай и Индию». Эксперты из стран «большой семерки» стали скептически относиться к формату G7.
Но так ли это на самом деле? В мировом сообществе, отношения в котором становятся все более запутанными, страны G7 разделяют традиционные западные ценности. Эта группа сравнительно едина. Этот клуб дает развитым странам площадку, где они могут обсудить, как им сотрудничать с быстроразвивающимися странами, чье влияние неуклонно растет. Клуб, в котором участвуют Россия и Китай, уже существует. Это — G20. Если развитие страны придут к общему мнению в G7, то им будет проще играть лидирующую роль и в G20.
Определенный успех в давлении на Китай
В ходе этого саммита удалось достигнуть и определенных результатов. Речь о критике в адрес Китая, которые строит искусственные острова в Южно-Китайском море, и создании правил, направленных на то, чтобы Китай и другие быстроразвивающиеся страны соблюдали мировой порядок. В совместное заявление была включена фраза о том, что G7 против вероломных действий КНР на море.
Кроме того, непосредственно перед саммитом премьер Абэ посетил Украину. Он рассказал представителям G7 о том, что Япония предоставит Украине помощь в размере 18,4 миллиарда долларов. Также Абэ заявил, что он не согласен с изменением статуса-кво при помощи силы. Благодаря тому, что японский премьер поддержал Европу, которая опасается действий России, клуб оказал давление на Китай единым фронтом, в чем ранее ЕС заинтересован не был.
Выработка правил для быстроразвивающиеся стран закллючалась в подготовке крупнейшего соглашения о свободной торговле, которое соединит Японию, США и Европу. Будут реализованы три крупных соглашения, включая Транс-Тихоокеанское партнерство, в центре которого находятся США, Япония, а также еще 12 стран. В результате появится крупная экономическая зона, доля которой составит 60% от мировой экономики.
Китай, который стал мощной экономической державой, для всех развитых стран является важнейшим рынком, однако там легкомысленно относятся к авторским правам, нет четких правил для инвестиций и торговли. Если благодаря трем соглашениям о свободной торговле будут созданы международные правила для инвестиций и охраны авторских прав, Китаю и другим быстроразвивающиеся странам будет непросто их игнорировать. Поскольку именно при экономическом сотрудничестве происходит серьезное столкновение интересов сторон, очень важное значение имеет то, что в совместном заявлении главы стран выразили намерение договориться по трем соглашениям в течение этого года, хотя до саммита это казалось проблемой.
В ходе саммита премьер Абэ также предложил активнее подходить к вопросам безопасности. Япония не является постоянным членом Совета Безопасности ООН. В этих условиях премьер намерен воспользоваться помощью G7 для защиты собственных интересов. В будущем году саммит G20 пройдет в Китае. Скорее всего, основное внимание будет уделено именно этой встрече. Для того, чтобы саммит в Исэсима прошел успешно, премьеру Абэ необходимо постараться усилить функции G7 с тем, чтобы развитые страны и впредь занимали лидирующую позицию в мире.