Дипломаты стали главными ньюсмейкерами на этой неделе. Политический обозреватель газеты Dagens Nyheter Микаэль Винярский (Michael Winiarski) взял интервью у посла России Виктора Татаринцева. «Посол России определенно разочарован… и огорчен… растущей ненавистью к России в Швеции — стране, которую он высоко ценит, и в которой он провел 15 лет жизни, — делится своими впечатлениями журналист. — Отчего правительство Швеции замораживает все контакты с Россией, ему совершенно непонятно».
«Это не наша вина, объясняет посол, — Мы сделали все возможное для диалога». Он указывает на пример Финляндии: «Независимо от политических разногласий, там всегда находится возможность для диалога». «Раньше Швеция всегда была готова к диалогу. Я скучаю по доброй старой Швеции», говорит посол, цитируя при этом шведский национальный гимн «Ты древняя, ты свободная». (Dagens Nyheter, 18.06).
Ответ шведского МИДа последовал в тот же день. «Это Россия виновата в том, что у нас прохладные отношения! — заявила министр иностранных дел Швеции Маргот Валльстрём (Margot Wallström) той же газете. — Она должна отвечать за свои действия. А мы работаем в рамках ЕС…, сотрудничаем с НАТО… и осуждаем Россию. Вот в чем проблема!» (Dagens Nyheter, 18.06).
На «российско-шведскую словесную войну на высоком уровне» обратила внимание издающаяся на шведском языке финская газета Hufvudstadsbladet (19.06).
Шведские СМИ единодушно поддержали своего министра. «„Человек Путина“ в Стокгольме грозно предупреждает Швецию о связанных с НАТО рисках», пишет Expressen (18.06). Тот же таблоид призывает «не верить нарисованной Путиным картине исполненного ненавистью Запада» и противостоять «попыткам России заставить Швецию вернуться в туман нейтралитета,… мешая угрозы с заверениями в полной безопасности, как в недавно опубликованном интервью российского посла» (Expressen, 20.06).
Главный редактор Dagens Nyheter (21.06), отвечая послу России, так озаглавил свою традиционную воскресную колонку: «На лжи и угрозах дружбу не построишь...». «Какое право имеет Россия диктовать Финляндии, Дании или Швеции, как им вести политику в области безопасности?» спрашивает он, не забыв упомянуть о том, что «прошлое посла России в Стокгольме связано с КГБ». Кроме того, сообщает автор, «по данным шведской службы безопасности Säpo, около трети персонала посольства России работают на разведку, и вряд ли они посвящают свое рабочее время продвижению мирных связей со Швецией!»
Не менее негативно автор отзывается и о бывшем после Швеции в России, действительном члене Военной академии Швеции Свене Хирдмане (Sven Hirdman), который «размывает право Швеции на выбор собственной политики» призывами «не провоцировать Россию» (Dagens Nyheter, 21.06).
Речь идет о напечатанной в разделе «Дискуссии» статье Хирдмана «Десять мифов о шведской политике в области безопасности» (Dagens Nyheter, 19.06). Один из таких мифов — то, что «на фоне агрессии России против Украины для Швеции нет альтернативы вступлению в НАТО». «Лучшая альтернатива для Швеции, — пишет Хирдман, — стараться развеять глубокое недоверие между Россией и Западом, как она делала в годы холодной войны».
Высказывания Хирдмана уже не в первый раз вызвали негативные отклики в СМИ. В газете Norrköpings Tidningar (22.06) его назвали «мегафоном» Кремля, «по неясной причине продвигающим российский взгляд на мировой арене». «Лучше нам не слушать таких бывших послов, которые работают на русскую пропаганду», пишет автор.
Политический обозреватель Эрик Хельмерсон (Erik Helmerson), напротив, советует тщательно изучать труды пожилых государственных деятелей — таких, как Свен Хирдман, но лишь с целью «получить наглядный урок истории». «Они возвращают нас в то время, когда …Швеция фактически потеряла ориентацию и не могла сделать четкий выбор между демократией Запада и диктатурой Москвы на Востоке — постыдное время!» (Dagens Nyheter, 23.06).
Больше и пространнее других негодовали коллеги Хирдмана — посол в Москве в 2008–2012 годах Томас Бертельман (Tomas Bertelman) и посол в Москве в 2004–2008 годах Юхан Муландер (Johan Molander). «Сам такой!» — сказали они Хирдману, обвинив его в том, что «как раз он-то мифы и распространяет!». «Наш коллега в последнее время энергично и громогласно повторяет свои тезисы о России, и делает это так часто, что они начинают выглядеть как истинная правда, хотя на самом деле они — лишь очень пристрастное толкование развития событий в России» (Dagens Nyheter, 22.06).
На этом фоне в Швеции был проведен социологический опрос, который показал, что «шведы все больше опасаются России». Если два года назад Россия «беспокоила» 53% шведов, то в этом году — уже 80%. По партийной принадлежности предпочтения распределились следующим образом: более всего беспокойства проявляют сторонники партии Центра — 93%; далее следует Народная партия — 87% обеспокоенных, для Христианских демократов эта цифра составляет 81%. В «красно-зеленом» правительстве проявляют тревогу обе партии в равной степени — и у социал-демократов, и у Партии окружающей среды — по 82%. Умеренная партия показывает 81%. Менее других боятся России крайне правые Шведские демократы — 73% и Левая партия — 70% (Dagens Nyheter, 24.06). Мнения разделились по вопросу вхождения в НАТО: «31% опрошенных — за, а 34% считают, что это — плохая идея» (Västerbottens-Kuriren, 24.06).
В Финляндии привлек к себе внимание один из старейших депутатов Европарламента Пааво Вейрюнен (Paavo Väyrynen). Он написал в своем блоге, что «Финляндии стоит последовать примеру Греции и покинуть ЕС», чтобы «возродить свою экономическую независимость» (Hufvudstadsbladet, 21.06).
Другой политик, депутат норвежского парламента Тор Андре Йонсен (Tor Andre Johnsen), призывает «поддерживать диалог с Россией». «Диалог, стремление к сотрудничеству всегда были отличительной чертой норвежской внешней политики, — пишет он. — Нужно стремиться к диалогу со всеми странами, в том числе с такой большой и важной соседней страной, как Россия». Однако при этом ему пришлось заверять читателей, что «в контактах с Россией он всегда прислушивается к советам норвежской Службы безопасности (PST)…» (Aftenposten, 24.06).