Европе угрожает опасность, говорят нам. Нападение России на Украину создает угрозу для мирового порядка, сложившегося после холодной войны. Москва может пойти дальше и напасть на Молдавию и даже на такие страны НАТО как Эстония, Латвия и Литва.
Но, похоже, никого в Европе это не волнует. Не особенно беспокоятся даже те страны, которые будто бы находятся у Владимира Путина под прицелом. Никто не наращивает военную мощь. А сами европейцы не хотят идти на риск и войну ради того, чтобы помочь своим соседям.
К сожалению, украинский кризис, вероятнее всего, еще какое-то время будет продолжаться. Союзники надеются, что санкции помогут усмирить Москву, однако исследовательский центр Pew выяснил, что внешнюю политику Владимира Путина одобряют 88% россиян — это самый высокий показатель с 2003 года, когда центр начал проводить свои соцопросы. Во всяком случае, Путин — даже не будучи другом Запада — не безумец. Он недавно заявил: «Думаю, что только нездоровый человек, и то во сне, может себе представить, что Россия вдруг нападет на НАТО».
Что если Путин передумает? Европейцы не собираются защищаться. Наоборот, практически каждый надеется, что в случае необходимости их спасет Америка. Рабочая лошадка, как всегда, — Вашингтон.
Глава оборонного ведомства США Эштон Картер (Ashton Carter) на этой неделе находится с визитом в Европе. В понедельник, наблюдая за ходом военных учений новых сил быстрого реагирования НАТО, он заявил, что США предоставят объединенным силам сверхбыстрого реагирования самолеты, оружие и солдат. Американцы обеспечат союзников средствами разведки и наблюдения, силами специального назначения, логистической помощью. И это еще не все. Также администрация Обамы планирует поставить для складирования на территории семи стран Восточной Европы танки и другую технику, которой хватит для вооружения одной бригады. Бывший командующий объединенными силами НАТО в Европе, а сейчас декан Школы Флетчера при Университете Тафтса, Джеймс Ставридис (James Stavidis), заявил, что это «позволит в достаточной мере обнадежить союзников, испытывающих беспокойство». Картер объяснил, что Вашингтон предпринимает эти действия «потому, что США серьезно относятся к вопросу защиты Европы, как и все последние десятилетия».
Америка относится к Европе серьезнее, чем европейцы. «Мы движемся вперед вместе и с новыми силами и средствами», — сказал он. Что он имел в виду под словом «мы»? Вашингтон опять будет выполнять самую тяжелую работу. «В Европе почти буквально слышен вздох облегчения», — отметила Хизер Конли (Heather Conley) из Центра стратегических и международных исследований, когда узнала, что США вновь собираются выручать союзников из беды. Европейцы экономят на вооруженных силах, тратят деньги на поддержание своих социально-ориентированных государств. Они обещают Вашингтону все, что он только пожелает — повысить расходы на оборону, увеличить их до уровня 2% от ВВП, улучшить международную координацию и многое другое. А затем вновь принимаются за то, что у них получается лучше всего — зависеть от Америки.
«НАТО» всегда означало «Северная Америка и Другие». В годы холодной войны союзнические страны беззастенчиво использовали США. Это еще можно было понять сразу же после Второй мировой войны, но к 1960-м годам Европа пришла в себя и должна была потратить на оборону суммы, соизмеримые с советской угрозой. Но европейцы совершенно правильно рассчитали, что Вашингтон никуда не денется, пусть и будет их периодически упрекать за то, что они почти ничего не делают.
В последние годы положение только ухудшилось. США обеспечивают три четверти оборонных расходов НАТО, хотя ВВП Европы выше, чем у Америки. В результате сокращений военных бюджетов в Европе общие расходы на военные нужды сократились в этом году на 1,5%.
Из 28 членов НАТО только США, Великобритания и Греция — главным образом из-за конфронтации с союзником по альянсу Турцией — соблюдали или превышали рекомендованные объемы оборонных расходов на уровне 2% от ВВП. В число этих немногих стран вошла и Эстония, а Латвия и Литва — нет, хотя они и расположены «на линии фронта». Польша, которая постоянно требует, чтобы американцы вкладывали в оборону Европы больше усилий, повысила расходы на оборону до 2% только в этом году. Однако некоторые члены альянса сокращают свои военные бюджеты. И это при том, что Европа оказалась в, так скажем, затруднительном положении в операции против Ливии (когда, например, ракеты кончились), не имеет достаточных возможностей (на самом деле почти никаких), чтобы помочь странам Балтии, не говоря уже о том, чтобы защитить такую страну, как Украина.
Из пяти европейских стран с самыми солидными оборонными бюджетами только Франция намерена повысить военные расходы. А военные бюджеты Канады, Германии, Великобритании и Италии будут, скорее всего, и дальше сокращаться. Ни одна из этих стран не увеличит расходы на оборону в 2015 году до уровня 2% от ВВП. Лишь в Великобритании и Франции военные расходы превышают 1,5%. Оборонные расходы Канады еле дотягивает до 1% от ВВП. На саммите G-7 президент Барак Обама фактически упрашивал британцев увеличить эту статью расходов. Чем ответил Лондон? Он решает, может ли Британия технически достичь требуемого уровня, если отнесет к статье военных расходов ассигнования на разведывательную деятельность и на оказание помощи иностранным государствам. В тех странах НАТО, которые в этом году увеличили отчисления на оборонные нужды — в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Нидерландах, Норвегии и Румынии — совокупные военные расходы составляют лишь половину оборонного бюджета Великобритании.
Плохо налажено сотрудничество — даже между странами, находящимися в зоне максимального риска. Если к трем странам Балтии добавить Польшу и пять стран Северной Европы, то ВВП в этой группе государств будет почти на треть больше, чем у России. Однако сумма их военных расходов составляет лишь 40% от военного бюджета Москвы. Более того, сетует Эдвард Лукас (Edward Lucas) из Центра анализа европейской политики, они «разобщены» и страдают от «стратегической несогласованности».
И это не говоря о прошлогодних событиях на Украине. Украина не стала тем знаменитым «пожарным колоколом посреди ночи», о котором говорил Томас Джефферсон (Thomas Jefferson) — несмотря на ту, казалось бы, страшную угрозу, которую ее кризис представлял для мира и стабильности в Европе. «Здесь, как всегда, дело в цифрах», — считает военный аналитик Иэн Кирнс (Ian Kearns). По состоянию на 2013 год европейцы выделили на оборонные нужды всего 3,6% от государственного бюджета своих стран в отличие от США, где оборонная статья составляет пятую часть госбюджета. В США военные расходы на душу населения в пять раз выше, чем были в странах НАТО во время холодной войны, и в восемь раз выше, чем в странах, присоединившихся к альянсу позднее. «Суммарные военные расходы европейских стран-членов НАТО в 2014 году в реальном исчислении были меньше, чем в 1997 году — при том, что сейчас в НАТО на 12 стран больше», — отмечает мой коллега по институту Cato Крис Пребл (Chris Preble).
Но дело здесь не только в деньгах. С самого начала кризиса в отношениях с Россией некоторые американские аналитики предлагали разместить американские войска на Украине, рассматривая ее как союзника НАТО. Ни одна из Европейских стран не захотела присоединиться к этой инициативе. Палата представителей одобрила закон, позволяющий предоставить вооружение украинской армии, ее всеми силами пытается протащить глава комитета Сената США по делам вооруженных сил, вечно воинственный Джон Маккейн (John McCain). Большинство европейских стран эту идею отвергли.
«Будьте уверены: мы будем защищать наших союзников», — заявил Картер. Но будут ли защищать кого-либо европейцы — даже самих себя? Как показывают результаты последнего опроса общественного мнения, не будут. Недавно исследовательский центр Pew провел опрос среди жителей восьми ведущих стран НАТО. Если Россия вступит в конфликт с другой страной-членом НАТО, должна ли ваша страна использовать армию для защиты этой страны? Большинство французов, немцев и итальянцев ответили «нет». Особо резко возражали немцы — против войны высказались 58% респондентов. Всего лишь за шесть лет уровень поддержки НАТО среди немцев упал на 18%. Единственными странами, где в поддержку войны выступило относительное большинство респондентов, оказались Польша, Испания и Великобритания (хотя Польша настойчиво заявляет, что защищать ее — задача остальных членов союза!). Самый высокий уровень поддержки среди европейских стран продемонстрировала Британия — 49%. Абсолютное большинство опрошенных ответило на вопрос утвердительно только, естественно, в США и в Канаде (56% и 53% соответственно).
Бывший полпред США в НАТО Иво Даалдер (Ivo Daalder) сказал, что «от альянса потребуются серьезные усилия, чтобы убедить население своих стран в необходимости приготовиться к нападению России, сдержать его и, если понадобится, предпринять ответные меры». И все-таки, чего ради они будут предпринимать какие-то действия, если в Европе считают, что могут рассчитывать на Вашингтон, который их защитит? По данным Pew две трети европейцев выразили уверенность в том, что американцы примчатся и сделают то, чего сами они делать бы не стали.
Пора менять ситуацию. Джуди Демпси (Judy Dempsey) из Центра Карнеги-Европа задалась вопросом, почему Вашингтон позволяет использовать себя таким образом: «Европа процветает. Она достаточно уверена в себе, чтобы и позаботиться о собственной безопасности, и взять на себя больше коалиционных расходов». Но она не будет этого делать, пока политики США продолжают заявлять, что американцы все сделают.
Холодная война закончена. Москва — это неприятный игрок регионального уровня, и глобальной угрозой не является. ВВП и численность населения Европы больше, чем у России, и даже учитывая нынешний низкий уровень военных расходов в ЕС, европейцы выделяют на оборону гораздо больше средств. Правительство США фактически является банкротом, и у него гораздо больше необеспеченных обязательств по сравнению с европейцами — даже несмотря на тяжкие муки Греции.
Вместо того чтобы увеличивать расходы и вкладывать дополнительные ресурсы в НАТО, Вашингтону следует оказаться от военного участия и передать Европе руководство альянсом и оборонную функцию на этом континенте. Европа не должна считать, что американцы будут вечно защищать своих богатых европейских племянников — даже если те сами возьмутся защищать друг друга. То, что европейцы ждут, что США будут делать за них всю работу — еще один повод сказать «хватит!».