Gazeta Wyborcza: Когда вчера в Брюсселе министры обороны страна НАТО обсуждали, как защититься от российской угрозы, высокопоставленный российский чиновник заявил, что Польша и Румыния внесены в список целей российских ракет. Пора бояться?
Лукаш Кулеса (Łukasz Kulesa): Это запугивание. Россия хочет рассорить членов НАТО. Она не впервые высказывает сожаления по поводу судьбы Польши, которая оказалась между Россией и США, и которой может из-за этого достаться. А все из-за глупых польских политиков, которые через голову простых людей договариваются с американцами.
Москва хочет напугать не только поляков, но и жителей других натовских стран. В мае российский посол грозил Дании ядерным оружием за поддержку системы ПРО. Но эта пропаганда видна насквозь.
Ясно, что у России есть военные планы, в списке ее целей присутствуют польские базы, порты, аэродромы. Но ядерным оружием обладают не одни россияне. Ядерная атака на члена НАТО не останется без ответа, а тогда начнется ядерная война, в которой число жертв будет исчисляться десятками миллионов. В том числе в России. Россияне знают, что размахивать шашкой — это одно, а рисковать уничтожением страны — совсем другое.
— Как реагировать на ядерные угрозы? И что делать, если Россия продолжит увеличивать арсенал?
— Требование, чтобы американцы разместили в Европе баллистические ракеты, хорошо выглядит на бумаге. В настоящий момент у них нет такого количества ракет, они уничтожили их в рамках договора от 1987 года о ликвидации ракет средней и малой дальности. Зная медлительность американских программ вооружения, можно предположить, что новые ракеты поступят на службу через десятилетие.
Размещение в Польше тактических ядерных боеголовок, в свою очередь, может вызвать резкую реакцию в Альянсе: многие страны боятся ядерного оружия. Я не знаю, станут ли американцы рисковать и принимать решение, которое может в политическом плане взорвать НАТО.
Что можно сделать относительно легко и быстро? Во внимание принимается возвращение в Европу американских бомбардировщиков, где эти самолеты были в эпоху Холодной войны. Первые машины уже прилетели на учения. НАТО следует также вернуть ядерную тематику на заседания принимающих решения органов. Сейчас Альянс не имеет понятия, как действовать в случае ядерной войны с Россией, потому что в последние 20 лет такую возможность он не учитывал.
Было бы хорошо провести такую дискуссию на заседании Североатлантического совета. Также нужно устроить политико-штабные учения, на которых руководители Альянса могли бы отработать ответ на ядерную атаку.
Самое время инициировать разговор на эту тему, даже если вероятность развязывания войны оценивается как очень низкая. Ведь многие страны реагируют на одно только упоминание о ядерном оружии паникой.
— Американцы решили разместить в восточных странах НАТО 250 танков и бронемашин на случай российской агрессии. Но этого для обороны мало.
— Я с этим не соглашусь. Россия понимает, что она проиграет конвенциональную войну с НАТО. Недавние события показали, что россияне научились действовать неконвенциональными методами. Они отправляют «зеленых человечков» или бомбардировщики, подлетающие к границам НАТО, проводят маневры в непосредственной близости от нас.
Можно предположить, что россияне изберут гибридную тактику, чтобы не спровоцировать более решительный ответ Альянса. Этого, а не российских танковых колонн боятся прибалты.
Если кризис действительно разразится, то присутствие сил США будет неоценимо. Американцы показывают Москве, что они здесь и полны решимости защищать союзников. Между тем американские танки нельзя считать альтернативой сил быстрого реагирования НАТО, «острия копья». Это дополнение, тем более что «острие» не будет оснащено тяжелой техникой.
В ситуации возникновения угрозы НАТО должно быть способно перебросить в Польшу или страны Балтии военных из Западной Европы, это следует отработать. Нельзя, чтобы в кризисной ситуации за безопасность региона отвечали только солдаты восточного фланга и американцы. Прекрасно, что американцы будут на месте. Но в случае кризиса нам будут нужны британцы, немцы, французы и военные других стран Альянса.