Почему разразился скандал вокруг статьи бывшего посла Израиля в США Майкла Орена, опубликованной в The Wall Street Journal? Думаете, его утверждение о том, что президент США Барак Обама отказался от базового принципа в отношениях между Вашингтоном и Иерусалимом — умолчания о разногласиях — неверно? Ведь сразу после прихода в Белый дом в 2009 году Обама решил изменить нормы отношений с Израилем, соблюдавшиеся всеми предыдущими администрациями, будь то республиканскими или демократическими. Этот факт хорошо известен в обеих столицах. Обама сказал, что требуется «новый старт».
Это решение было продемонстрировано 4 июня во время Каирской речи, когда Барак Обама объявил о намерении начать отношения с мусульманским миром с чистого листа. В конце выступления он отметил, что новый старт дан и отношениям с Израилем. Президент подчеркнул, что еврейские поселения незаконны и нарушают предыдущие соглашения, и добавил, что им пора положить конец.
Но «новые отношения» развивались после этого не так, как хотелось бы Бараку Обаме. Его возможности повлиять на мусульманские страны были ограничены, но он рассчитывал, что сможет повлиять на правительство Биньямина Нетаньяху, в том числе, с помощью израильской оппозиции, и заставить изменить курс.
Еврейские поселения в Иудее и Самарии строили правительства «Ликуда» и «Аводы», и они долго были источником разногласий между Иерусалимом и Вашингтоном. Но американские президенты, как демократы, так и республиканцы, выражали свое мнение приватно, а не публично. Это было частью особых американо-израильских отношений — не выражать взаимное недовольство открыто. Президент Барак Обама решил изменить этот принцип. Категорическое несогласие со строительством поселений, выраженное в Каирской речи и при множестве других случаев, вызывало пристальное внимание прессы и стало неотъемлемой частью общественной дискуссии в обоих государствах и значительно повлияло на двусторонние отношения.
Более того, критика Барака Обамы затрагивала не только строительство в Иудее и Самарии. Он протестовал против любого строительства жилых домов в иерусалимских кварталах за линией прекращения огня с Иорданией в 1949 году, которую он назвал «границами 1967 года». Причем правительство США протестовало не только против непосредственных строительных работ, но и даже против выдачи разрешений на будущее строительство. Обама считает, что границами палестинского государства станут границы 1967 года с незначительным обменом территориями, и его протесты против строительства отражают эту позицию.
Хотя предыдущие американские президенты в приватном порядке выражали несогласие со строительством в поселениях, до сих пор никто из них не включал в своею политику принцип, согласно которому, границы 1967 года станут восточными границами Израиля. До прихода Обамы в Белый дом США основывали свою политику на резолюции Совета безопасности ООН 242, которая не требовала отступления к этим границам.
Значительный вклад Барака Обамы в обеспечение безопасности Израиля связан как раз с тем, что, по мнению президента, чем в большей безопасности будет чувствовать себя Израиль, тем легче будет навязать ему свою волю и заставить рискнуть согласиться на создание палестинского государства в границах 1967 года.
Заявление Обамы в Каире о необходимости остановить строительство в поселениях было обращено к правительству Нетаньяху. В прошлом подобные требования не были частью публичных дискуссий в отношениях между Израилем и США. Слова Обамы привели к обострению напряженности в двусторонних связях. Эту позицию не разделяет большинство членов Конгресса и, скорее всего, следующие президенты откажутся от нее.
Моше Аренс — бывший министр обороны Израиля