Новость о резком падении иностранных инвестиций в Латинскую Америку заполонила страницы ведущих мировых СМИ. Но есть и другая, более тревожная информация — об удручающей ситуации с инновациями в регионе, которая окажет в будущем негативное влияние.
Конечно, падение иностранных инвестиций, о котором было объявлено на Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), ничего хорошего не предвещает. По данным ЮНКТАД, в прошлом году прямые иностранные инвестиции в регион сократились на 14%, после четырех лет непрерывного роста.
Причины сокращения иностранных инвестиций обусловлены, в основном, падением цен на сырье, что в свою очередь привело к сокращению вложений капитала в строительство и развитие морских портов, а также других проектов, связанных с экспортом сырьевых ресурсов. Кроме того, в ряде латиноамериканских стран популистская политика левых правительств отпугнула иностранных инвесторов. В прошлом году иностранные инвестиции в Аргентину сократились на 42%, в Венесуэлу на 88%.
Но даже эти цифры не столь тревожны по сравнению с отсутствием инновационной политики, производства товаров с высокой добавленной стоимостью, так как это несет прямую угрозу процветанию стран Латинской Америки.
Существуют различные системы для оценки инноваций. Одним из наиболее эффективных показателей является количество патентов, полученных страной.
Когда изобретатель делает открытие, имеющее большое коммерческое значение, то, как правило, оно регистрируется не только у себя в стране, но и в Бюро по патентам и товарным знакам США, а также во Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Как показывают данные этих двух организаций, на Латинскую Америку приходится незначительное количество открытий и изобретений, и, похоже, региону при такой ситуации не суждено достигнуть уровня развитых стран.
Согласно последним данным Бюро по патентам и товарным знакам США, в прошлом году, Соединенные Штаты зарегистрировали 159 тысяч патентов, Япония — 56 тысяч, Южная Корея — 18 тысяч, Германия — 17 тысяч, Китай — 8,7 тысяч, Великобритания — 7,1 тысячи, Франция — 7, 1 тысячи, Израиль — 3,6 тысячи, Индия — три тысячи, Сингапур — одну тысячу, Испания — 900.
В то время как 32 страны из Латинской Америки и Карибского бассейна, все вместе, получили всего 836 патентов на изобретения.
Да, я не ошибаюсь: все страны Латинской Америки и Карибского бассейна, где проживает почти 600 миллионов человек, получили лишь 5% от количества патентов Южной Кореи и 23% от количества патентов Израиля. При этом экономика Бразилии занимает седьмое место в мире, а экономика Мексики — 17 место.
Статистика Всемирной организации интеллектуальной собственности дает примерно такие же результаты.
Среди стран Латинской Америки, Бразилия получила 362 патента, Мексика — 222, Аргентина — 81, Чили — 64, Колумбия — 25, Коста-Рика — 32, Куба — 19, Венесуэла — 14, Тринидад и Тобаго — 8, Перу — 5, Эквадор- 3 и Боливия — 1.
Справедливости ради следует отметить, что некоторые латиноамериканские страны, такие, как Бразилия, Мексика и Чили, за последние пять лет смогли более чем в два раза увеличить количество зарегистрированных патентов.
Однако этого явно недостаточно для того, чтобы хотя бы приблизится к Индии, которая за аналогичный период смогла получить в три раза больше международных патентов.
Вы можете мне сказать, что инновации можно продвигать и без регистрации патентов, как это, например, делает Китай. Да, действительно, Поднебесная наладила выпуск высокотехнологичного оборудования и товаров на основе приобретенных патентов (часто пиратских), экспортируя продукцию за рубеж.
Но и здесь Латинская Америка серьезно отстает. Об этом говорится в недавно опубликованном докладе Всемирного банка «Много предприятий, но мало инноваций».
Мое мнение: будущее Латинской Америки будут определять не пышные идеологические речи лидеров, а инновации и качественное образование. К сожалению, не все латиноамериканские президенты это понимают.