Простота Путина
Издатели дали редакторам американских СМИ новую вводную: теперь в медиа главным стал не конфликт интересов Запада (США) с Россией, а проблемы самой России. Для пущей убедительности слово предоставлялось известным за рубежом российским авторам. Отбирали, разумеется, тех, кто находит в российской жизни и руководстве РФ исключительно отрицательные моменты. Или трактует российские реалии в принципе негативно.
Персонально виноватым во всем, как и прежде, оставался Путин. Ну и, конечно, сам «вялый» российский народ. Всё, что происходило в России на прошлой неделе, обсуждалось в медиа гораздо активнее, чем прежде.
«Простота Путина» — так озаглавил опубликованную в Project Syndicate (1.07) статью Георгий Сатаров, российский политический и общественный деятель, политолог, профессор РАНХиГС, президент фонда «ИНДЕМ». Поводом для темы «простоты» послужили приписанные журналистами Владимиру Путину слова, произнесенные в 2000 году: «Жизнь, она такая простая штука на самом деле».
«За этими словами, — по мнению Сатарова, — мировоззрение, в котором сплетаются профессиональная деформация винтика спецслужбы, ограниченность образования и склонность искать простые решения сложных проблем, поощряемая леностью мысли». И автор сразу делает вывод, что «Практика путинского режима во всех своих проявлениях демонстрировала стремление к простоте — от доминирующих представлений об окружающем мире до выбора политических стратегий и конкретных решений».
Вот примеры автора, поясняющие «мысли и указания» Путина: «Свобода слова — какофония всяческих безобразий. Основные каналы массовой информации должны выполнять единые указания. Несколько высших судов — это сложно. Суд должен быть один. Много партий, и неизвестно каких — это сложно. Партий должно быть мало, из нашего списка, а главной должна быть одна и бессменно. Общественных организаций слишком много, и они невесть чем по собственной инициативе занимаются. Сложно и непонятно. Нужно, чтобы их было существенно меньше, а занимались они вот этим — из нашего короткого списка. И так во всем».
То, что автор явно передергивает, ни американцы, ни подавляющее большинство читателей в 150 странах, где публикуются издания синдиката, — точно не догадаются. И не станут сравнивать количество партий в России (76) с количеством партий, например, в США (40), а также НКО и прочее, и прочее.
Автор откровенно ностальгирует по 90-м годам, когда он был помощников президента Бориса Ельцина: «В 90-е годы Россия возвращалась в современность не просто потому, что она перенимала современные западные государственные институты. Главное состояло в том, что началось формирование современного социального порядка, основанного на свободе и разнообразии».
«Вся история путинского режима — это история последовательного удушения независимых политических институтов, удушения любой автономности, самостоятельности, — уверяет автор. — Путинский режим откачал воздух разнообразия и свободы, заменив его унылой серой простотой».
Приходило ли Сатарову в голову сравнить количество регулярно выезжавших за рубеж на отдых россиян в 90-е годы — при «воздухе разнообразия» — с количеством выезжавших туда же и с теми же целями людей в годы правлении Путина? Почему-то кажется, что он даже не будет задавать им вопрос о том, когда жизнь для них реально изменилась к лучшему…
Но он очень надеется, что «сама эта власть [Путина] не вечна, и еще как не вечна».
Влиятельный журнал Newsweek (30.06) предоставил слово гораздо более известному по сравнению с Сатаровым в США да и вообще на Западе Гарри Каспарову. Правда, интервью у него брал достаточно профессиональный журналист, Роберт Чалмерс (Robert Chalmers), поэтому читатели узнали не только мнение Каспарова о Путине (не изменилось), но и кое-что о самом Каспарове.
Именно из этого интервью разлетелись по западному миру слова Каспарова «Путину больше не нужны друзья. Ему нужны враги». А всего-то в разговоре о президенте РФ Чалмерс поинтересовался «Запад недооценил его [Путина]?» И Каспарова понесло: «Чрезвычайно. Десять лет назад он поддерживал дружеские отношения с Бушем и Блэром. Ему была нужна респектабельность, чтобы удержать власть. Теперь то, что ему нужно, — чтобы Россия осознала себя осажденной. Так что Путин не нуждается больше в друзьях. Ему нужны враги».
Надо отдать должное автору — он хорошо прокомментировал эти слова: «Существует тенденция считать, что шахматные чемпионы невменяемы, пока не доказано обратное. История полна примерами: психопатический антисемит Бобби Фишер (Bobby Fischer); Вильгельм Стейниц (Wilhelm Steinitz), который сказал, что он играл в шахматы с Богом с помощью невидимого провода («и выиграл»), а также Пол Морфи (Paul Morphy), найденный мертвым в своей ванной в окружении волновавшей его обширной коллекции женской обуви. Худшее, что вы можете сказать о Каспарове, заключается в том, что он кажется пугающе напряженным. Но некоторые интерпретируют его ярую оппозицию к Путину как симптом паранойи».
Показателен и другой фрагмент интервью, где на вопрос Чалмерса «Вы чувствуете угрозу?» Каспаров отвечает: «Ну, я не возвращался в Россию в течение двух с половиной лет. Я живу в Нью-Йорке. Я избегаю стран, которые имеют репутацию опасных». И чуть позже признается (явно намекая на смерть Александра Литвиненко): «Я стараюсь не пить чай с некоторыми людьми. Я осторожный».
Если бы Чалмерс знал старенькую — еще советских времен — шутку про «неуловимого Джо», он наверняка ее вспомнил бы в своем комментарии…
И ещё один фрагмент из интервью: «В 2002 году Каспаров опубликовал статью, в которой рекомендовал военные действия против стран, включая Ирак и Иран. Его мирные инициативы, напоминаю я ему, имеют тенденцию использовать боевую технику. Недавно он сказал, что ИГИЛ может быть „раздавлено, как пыль“. „ИГИЛ может быть уничтожено. У них нет военно-воздушных сил. Это не Афганистан,“ — ответил Каспаров. „В каком смысле?“ — „Нет возвышенностей“».
Максиму Трудолюбову, редактору отдела комментариев российской газеты «Ведомости», дала возможность критически оценить российский народ и ситуацию в стране в целом The New York Times (6.07). Он уверяет американцев, что россияне живут в виртуальной реальности. Потому что им промывают мозги, и они понятия не имеют о реальном отношении мира к России.
Он приводит в пример соседа, который не поверил пояснениям Максима о причинах «вредностей» Запада против России (санкции ввели в ответ на захват Кремлем Крыма, а падение цен на нефть обусловлено различными мировыми экономическими и политическими факторами). И пришел к выводу, что сосед «просто один из многих россиян, которые живут в воображаемой, выдуманной [российскими] медиа вселенной. Мои земляки стали пассивными; они стали аудиторией дистиллированной Кремлем версии текущих событий; они смотрят, но не действуют. Даже когда наше правительство становится все менее и менее „советским“, объединяя и сокращая поликлиники, школы и другие сферы услуг, Кремль продолжает навязывать нашим гражданам старое советское мировоззрение».
«Вопросы внутренней жизни страны, — по мнению автора, — не удостаиваются эфирного времени на главных политических и новостных ток-шоу. Рассказы о международных событиях занимают львиную долю программ. Телевидение представляет все, что происходит в мире, как эпическую битву между великой нацией и злыми иностранцами».
Трудолюбов возмущается тем, что москвичи «не хотят видеть, что их собственная экономика находится в кризисе, что их любимая страна рассматривается всеми как одна из наиболее разрушительных сил, и что их будущее представляется все более мрачным. Вместо этого они сидят сложа руки и смотрят шоу, будучи в восторге от лжи, что их страна каким-то образом ведет священную борьбу…»
Сравните с текстом вышедшей ранее редакционной статьи The Washington Post (3.07), написанной в связи с беспорядками в Армении из-за повышения тарифов на электроэнергию: «Пропагандистский аппарат г-на Путина, однако, быстро сделал выводы. Российские СМИ сообщили, что посольство США инспирировало протесты с целью повторить прошлогоднюю народную революцию на Украине. „Вы знаете, как начинались цветные революции и Майдан на Украине“, — сказал министр иностранных дел Сергей Лавров. Это была ссылка на любимую кремлевскую теорию заговора: народные восстания в Киеве и других евразийских столицах были не спонтанными, а тщательно подготовлены ЦРУ».
У Трудолюбова отличные перспективы для постоянной работы в американской прессе...
Антиамериканские настроения в России — плюсы и минусы
Московский корреспондент The Washington Times (1.07) Марк Беннетс (Marc Bennetts) рассказал о «всплеске антиамериканских настроений в России». По его словам, «отношение к США никогда не было хуже в постсоветской России. Опрос общественного мнения, опубликованный „Левада-центром“ в этом году, показал, что более 80% россиян негативно относятся к Соединенным Штатам, и эта цифра практически удвоилась немногим более чем за год. Аналогичные показатели были зафиксированы на отношение к европейским странам».
«Эти чувства взаимны, — отметил автор. — Опрос „Гэллапа“ в этом году показал подъем негативного отношения американцев в отношении России в период после холодной войны до 70% и всего 24% отнеслись к России положительно».
Беннетс тщательно подобрал чаще всего выдернутые из контекста слова и мнения российских должностных лиц, чтобы показать американцам, как российские «власти» настраивают эти самые антиамериканские настроения. «МИД неоднократно предупреждал российских граждан от поездок за границу, где американские спецслужбы „охотятся“ за ними. Ведущий депутат „Единой России“ Ирина Яровая высказалась недавно против изучения иностранных языков, заявив, что эта практика причиняет ущерб „российским традициям“, в то время как убийство оппозиционного политика Бориса Немцова в феврале по заявлениям сторонников Кремля было планом ЦРУ с целью побудить беспорядки в России».
«Для многих россиян, относящихся к США положительно, господствующие настроения означают, что они часто должны „попридержать язык“», — уверяет американцев автор.
Московский корреспондент другой газеты, Christian Science Monitor (30.06), Фред Уэйр (Fred Weir) рассказывает совсем иную историю. О том, что «Антиамериканские настроения способствуют быстрому развитию ИТ-бизнеса в России». Один из героев его очерка, Сергей Шерстобитов, глава небольшой компании сетевой безопасности под названием «Ангара», считает, что ситуация «складывается благоприятно в основном из-за дурного коктейля новостей, включая западные санкции, 30% снижение курса рубля, усиление антиамериканских настроений, а также из-за роста недоверия ко всем иностранным цифровым товарам и услугам после разоблачений Эдварда Сноудена».
А появившиеся новые предприниматели, которым чуть за 30, сообщает другой персонаж очерка, «не ищут быстрой прибыли. Они знают, что надо упорно трудиться, считать копейки и смело идти на риск. Мы видим, как многие из них сегодня приходят в бизнес и выживают».
Кратко The Washington Times (4.07) информировала публику о том, что «Путин позвонил Обаме поздравить его с Днем Независимости», сославшиь на сообщение агентства Рейтер. «Г-н Путин выразил уверенность, что Россия и Соединенные Штаты могли бы найти пути решения сложнейших международных проблем и работать вместе, чтобы ответить на глобальные угрозы и вызовы, если они будут основывать свои отношения на принципах равноправия и взаимного уважения», — указала газета.
О том, что «Российский грузовой корабль отправился на МКС» также кратко, практически одинаковыми словами, сообщили The New York Times (6.07) и The Washington Post (5.07): «Российская ракета-носитель в пятницу успешно вывела на орбиту беспилотный грузовой корабль, направляющийся к Международной космической станции, экипаж которой с нетерпением ждет его после последовательных аварий двух предыдущих полетов для доставки грузов».
Газеты отметили, что «Предыдущий запуск „Прогресса“ в апреле закончился неудачей, а на прошлой неделе провалилась миссия Соединенных Штатов с доставкой грузов на МКС, когда ракета Falcon 9 компании SpaceX взорвалась вскоре после старта».
Больше внимания — и раньше, в день запуска «Прогресса» — уделил этому событию Говард Лафранчи (Howard LaFranchi) в статье «МКС: Россия и США способны сотрудничать», опубликованной в Christian Science Monitor (3.07).
«У США и России множество разногласий, однако обе страны были искренне рады тому, что в пятницу произошел успешный старт ракеты-носителя с грузом для экипажа Международной космической станции, — писал автор. — Всеобщие вздохи облегчения, поздравления и приветствия стали напоминанием о том, что, несмотря на чрезвычайно серьезное напряжение в отношениях между США и Россией, Вашингтон и Москва способны отложить свои разногласия в сторону, чтобы взаимодействовать в других областях».
Московский корреспондент The Washington Post (5.07) Майкл Бирнбаум (Michael Birnbaum) рассказал о сегодняшних настроениях в Грузии в связи с Россией в корреспонденции из Тбилиси «Отвергнутые Западом грузины обратили свой взор на Россию».
Он считает, что «Лишь немногие эксперты в этой откровенно прозападной стране, которая вступила в короткую войну с Россией в 2008 году, предполагали, что Кремлю снова удастся укрепить там свои позиции. Однако теперь, когда Запад перестал поддерживать стремление Грузии вступить в Евросоюз и НАТО, спустя год после конфликта на Украине, пророссийские настроения в этой стране снова начали расти».
«Несмотря на то, что дипломатические отношения с Кремлем остаются напряженными, присутствие России в Грузии укрепляется. В июне российское информационное агентство „Спутник“ открыло в Грузии свои новые офисы и начало свое вещание там на грузинском и русском языках», — отметил автор.