Путин и его команда рассчитывают на возвращение Афин к драхме, так как это создаст удобную ситуацию российским инвесторам для входа на греческий рынок. А если Греция выйдет из ЕС, олигархи из России смогут спокойно взять в свои руки ее инфраструктуру, железнодорожные сети, нефтеперерабатывающие предприятия и порт в Салониках, рассуждает комментатор портала Biznes Alert (7.07).
Тесные связи Греции с Москвой поставят под угрозу существование авиабазы НАТО на Пелопоннесе и базы ВМС США на Крите, а Болгария и Румыния лишатся воздушной защиты греческой авиацией, предупреждает автор материала и подчеркивает: «В контексте войны с исламским терроризмом на Ближнем Востоке и усиливающегося хаоса в Турции Греция, будучи членом Альянса, находится на первой линии фронта. И она должна там остаться, даже ценой невыплаченных кредитов».
Хотя левое греческое правительство наладило оживленные контакты с Россией, а Алексис Ципрас встречался с Владимиром Путиным, Москва не будет заинтересована в активном вмешательстве в проблемы Греции, и, скорее, постарается отмежеваться от предположений о подобных намерениях, полагает политолог Танос Докос (TVN 24, 5.07). Эксперт придерживается мнения, что Россия не стремится к выходу Греции из еврозоны или ЕС, поскольку она может оказаться более полезной для Москвы в роли слабого, но полноправного члена европейского блока, чем за его пределами.
С одной стороны, Кремль пытается завязать с Грецией тесные отношения, ссылаясь на религиозную общность, используя политические симпатии греков к левым силам, предлагая перспективы экономического сотрудничества, но с другой, у него нет в настоящий момент реальных инструментов для спасения Афин, говорит в интервью Fronda.pl (7.07) бывший заместитель министра иностранных дел Польши Витольд Ващиковский (Witold Waszczykowski).
Россия «может предложить поставки относительно дешевых энергоносителей, но лишь на ограниченный период. Возможно, она способна выделить один-два кредита, но это слишком краткосрочный инструмент, который не решит греческих проблем», — предполагает собеседник портала.
Ципрас, пытаясь добиться компромисса с Брюсселем, играет российской картой: уже во время встреч с Владимиром Путиным он подавал Европе сигналы, что рассматривает альтернативные сценарии и рассчитывает на политическую поддержку России, указывает политолог Войцех Матерский (Wojciech Materski) в беседе с Interia.pl (7.07). В свою очередь, Москва поддерживает разрушительную в экономическом плане политику греческого руководства, стремясь заработать на сложившейся ситуации очки. «Она может поддерживать Грецию финансовыми обещаниями, например, по аренде промышленных предприятий или портов. При этом другие сценарии с вмешательством в отношения между Грецией и ЕС, невозможны», — убежден комментатор.
На фоне обострившихся отношений с Западом россияне решили опереться на мощный Китай, надеясь, что он «заменит ей капризного европейского покупателя нефти и газа, даст кредиты, продаст все то, что запретил привозить с Запада Кремль», однако в отношениях с «неиспорченным западной культурой братским народом и верным российским другом» возникают неоднозначные моменты, — обращает внимание корреспондент Gazeta Wyborcza (2.07). Не все в России, сообщает он, поддерживают идею передачи в аренду китайским предпринимателям территории в Забайкальском крае для ведения сельскохозяйственной деятельности, а российские газеты все чаще предупреждают читателей о «желтой угрозе» и рассказывают о нарушающих экологические нормы методах, используемых китайскими аграриями при выращивании овощей в разных регионах — от Волгоградской до Хабаровской области.
«Российский медведь», любящий пугать своих маленьких западных соседей, забывает, что граничит на востоке с драконом, у которого есть к России территориальные претензии, развивает тему несколькими днями позже тот же журналист (Gazeta Wyborcza, 6.07). Китайцы помнят об Айгунском и Пекинском договорах, в результате которых царская России получила полтора миллиона квадратных километров земли, присоединенной к российскому Дальнему Востоку и Сибири. Постепенно, не вступая в открытую конфронтацию, китайцы стараются вернуть себе утраченные территории: они договариваются с российской стороной или ставят ее перед свершившимися фактами, как в случае части Большого Уссурийского острова и острова Тарабаров, которые в 2005 году были переданы КНР, напоминает автор публикации.
Начинающиеся в Уфе саммиты БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества станут для Москвы важным имиджевым событием: они продемонстрируют, что еще есть государства, которые хотят разговаривать с ней, вести бизнес и закрывать при этом глаза на то, что Россия стремится изменить существующий миропорядок. «Для России — это противовес западным государствам, которые после событий на Украине заняли по отношению к ней крайне критическую позицию», — передает корреспондент телеканала TVN 24, напоминая, что, в частности, доля стран БРИКС в мировом ВВП составляет 30% (8.07).
Москва стремится показать, что, несмотря на изоляцию от Запада, она остается заметным международным игроком, вторит Gazeta Wyborcza (7.07). Встречи Владимира Путина с руководителями иностранных государств будут активно освещать российские СМИ, стремясь показать россиянам, что у Москвы остались в мире сильные союзники и партнеры. Однако саммиты станут не только лекарством от «коллективных и индивидуальных комплексов», рассказывает издание, там будут обсуждаться вопросы создания Нового банка развития БРИКС, общего пула валютных резервов, а также перспектива перехода во взаиморасчетах между странами БРИКС и ШОС с доллара и евро на национальные валюты.
Китайская экономика замедляется, российская впала в рецессию, а бразильская и южноамериканская как обычно переживают сложности, однако эти страны хотят играть свою роль в мировых экономических процессах и уже делают это, подчеркивает Rzeczpospolita (7.07). «То, что саммит БРИКС проходит в Уфе, придаст особое звучание всему, что скажет Россия. Важно также, что будет сказано о Греции: ведь и у россиян, и у китайцев связаны с этой страной большие экономические интересы», — заключает газета.