Расположенная в восточной части Средиземноморья и обращенная к трем континентам Греция — слабое звено ЕС и НАТО — поддерживает особые отношения с Россией, Китаем, Ираном, Израилем и Египтом. Одновременно она играет роль буферного государства в области миграции и способствует энергетической безопасности ЕС, поскольку по ее территории проходит трансадриатический нефтепровод, начинающийся от Каспийского моря. Когда начнутся поставки газа на средиземноморское побережье Кипра и Израиля — а это также сектор Газа, Ливан и Сирия, — Греция еще более укрепит этот статус, потому что все газопроводы, идущие в Европу через этот район, пересекают Грецию. Но Берлин, похоже, больше обеспокоен судьбой евро, чем геополитическим положением Греции. Невольно возникает вопрос: «Если из-за денег так карают европейскую страну с белым населением, исповедующим христианство, то как же они поступят в других частях Земли?». Пока Еврокомиссия применяет по отношению к Греции методы устрашения, коалиция радикальных левых СИРИЗА гнет свою линию.
Сыграем в русскую рулетку?
Случилось так, что Алексис Ципрас поехал в Москву, а не Владимир Путин в Афины. И российский лидер специально это подчеркнул, сказав, что не хочет использовать греческий кризис для усиления российского влияния в Европе. То, что Ципрас не обратился к нему за финансовой помощью, может быть вызвано следующими причинами:
а) Он отдает себе отчет в том, какой мощью обладают недруги России: ЕС и США. Даже когда Ципрас мог наложить вето на санкции в отношении России, он проголосовал за них.
б) Он не путает БРИКС с СЭВ советских времен. Тут нет общей идеологии, и хорошие отношения с Москвой не означают политического союза.
в) Ему нужно решить проблему долга, а не смены стратегических союзов. Ибо «союз православных христиан» столь же немыслим, как и «союз мусульман против Запада». С другой стороны, Путин тоже не станет оказывать финансовую помощь Греции по следующим причинам:
· Европа является важнейшим экономическим партнером РФ, поэтому пусть лучше Греция преодолевает свои трудности, оставаясь внутри ЕС.
· Москва стремится достичь мирного соглашения с ЕС по Украине, а не превращать Грецию в новую зону конфликтов.
· Проблема Греции вызвана финансовой системой Европейского Центробанка и МВФ. Рублевое вливание не сможет остановить страдания греческого народа.
· Международная политика РФ двусмысленна. В качестве примера можно привести ее позицию по нынешнему сирийско-турецкому конфликту или иранской ядерной программе. Возможно, это происходит потому, что российская власть еще до конца не определилась с тем курсом, которым она будет следовать.
Но даже при этом Москва окажет помощь Греции, оплатив часть ее займов с помощью капиталовложений. Будет греческий газопровод, который будет получать газ из Турции. Для Греции будут предусмотрены скидки на газ, что позволит этой стране создать рабочие места и увеличить свою значимость внутри ЕС как поставщика энергоресурсов. Но согласятся ли с этим США, несмотря на то, что проект выгоден ЕС?
Сам того не желая, ЕС способствовал укреплению отношений между двумя нелюбимыми им странами: Турцией и Россией, и в этом процессе агонизирующего самоуничтожения он отвергает даже одного из своих «детей».
Китай продолжает двигаться по Шелковому пути
Пекин не даст грекам даже малой толики своих несметных валютных запасов. И вот почему:
· Он считает греческий долг внутренним делом Европы.
· Греческая экономика сталкивается со структурными проблемами.
· Кризис охватил всю еврозону, а не только Грецию.
· ЕС — крупнейший торговый партнер Китая, и Пекину совершенно не нужно портить эти отношения из-за страны, с которой его не связывают культурные, идеологические или иные отношения.
Пекин тоже предложил Ципрасу опосредованную помощь: включить Грецию в экономический пояс Шелкового пути и инвестировать в развитие ее инфраструктуры, в частности, в модернизацию греческих железных дорог.
Китай стремится работать с надежными активами, например, взять в аренду на 35 лет Пирей, главный торгово-пассажирский порт Греции и крупнейший порт Средиземноморья, заплатив за это 5 миллиардов долларов.
Что беспокоит Вашингтон
Восточное Средиземноморье относится к числу задворков США. В Греции дислоцированы четыре военные базы США, на которых до 2001 года размещалось даже ядерное оружие. Крупная военно-морская база Крета использовалась для бомбардировок Ливии, которая, как и Сирия, не входила в НАТО. Помимо усиления присутствия НАТО в Восточном Средиземноморье, Вашингтон способствовал созданию военно-экономического союза между Израилем, Кипром и Грецией с целью эксплуатации морских газовых месторождений и недопущения российских компаний к геологоразведочным работам в этой части земного шара. США совместно с Израилем и Грецией ежегодно проводят военно-морские маневры «Noble Dina» с целью демонстрации военной мощи. В прошлом году на них отрабатывался «иранский сценарий».
Барака Обаму беспокоит усиление китайского экономического и российского военного присутствия на этом пространстве, а также вероятность того, что Греция, находящаяся на южном фланге НАТО, покинет его орбиту. Требование Обамы к Берлину (недооценивающего геополитические последствия выхода Греции из еврозоны) — договориться с Ципрасом — обусловлено лишь межимпериалистическими противоречиями, в частности, предположением, что Турция может предпринять военные действия на Кипре из-за газовых месторождений в Средиземном море, поставив тем самым в весьма непростое положение США и ЕС.
Греция не хочет ставить под удар все. Идет острейшая классовая борьба между правящей верхушкой и трудящимися, а это не игра, в которой все выигрывают. А реалполитик зорко за всем этим наблюдает.