В понедельник утром группа жителей бедняцкого района, расположенного на окраине города Сан-Луиса (штат Мараньяо, на севере Бразилии), привязала к фонарному столбу Клейденильсона-да-Силву (Cleidenilson da Silva), 29 лет. Вооруженный револьвером Да-Силва вместе с одним подростком пытался ограбить бар, но попытка закончилась неудачей. По сообщению полиции, один из посетителей вступил в драку с Да-Силвой. Затем группа жителей раздели Да-Силву и привязали его в сидячем положении к фонарному столбу. Затем его забили до смерти, нанося удары кулаками, ногами, камнями и бутылками. Его окровавленное тело предстало перед глазами окрестных жителей и фотографов.
Его сообщника, 16-летнего подростка, спасла полиция, в противном случае его ожидал бы аналогичный конец. После этих событий полиция Сан-Луиса начала расследования с тем, чтобы отыскать виновных. Фото с обезображенным телом Клейденильсона напомнила стране о страшной эпохе насилия. Выходящая в Рио-де-Жанейро газета Extra поместила на своей обложке картинку, вызвавшую бурное обсуждение в социальных сетях. Журналисты сопоставляют фото самосуда с рисунком, сделанным 200 лет назад, на котором работорговец избивает плетью раба, привязанного к дереву на площади одного из бразильских городов.
Заголовок весьма красноречивый: «От ствола к столбу». Далее авторы публикации рассуждают: «За эти 200 лет мы продвинулись вперед или откатились назад?».
Внесудебные расправы над ворами и налетчиками (или предполагаемыми ворами и налетчиками) не являются чем-то новым в Бразилии. Один из таких самосудов, в наибольшей степени потрясших страну, произошел в 2014 году, когда группа жителей прибрежного района Морриньоса (Сан-Паулу) в течение двух часов избивали Фабиану Марию (Fabiane María), домохозяйку, мать двоих детей. Жители района необоснованно обвинили в наведении порчи на местных детей, которых она, по их утверждениям, предварительно похищала. Фабиана не выдержала избиений и скончалась.
Во время ЧМ по футболу преподаватель истории института Сан-Паулу Андре Луиз Рибейро (André Luiz Ribeiro), 27 лет, увлекавшийся бегом, чуть не был забит до смерти, когда жители одного из районов Рио перепутали его с налетчиком, только что ограбившим магазин и убегавшим по улице. Прибывшие полицейские спасли его, когда он со связанными велосипедной цепью руками ожидал возвращения одного из этих самых жителей, отправившегося домой за мачете, чтобы перерезать ему горло.
Социолог Жозе-де-Соуса Мартинс, специалист по данной теме, считает, что самосуд в Мараньяо, по сути дела, не является чем-то необычным в стране. Единственное, чем он отличается от других внесудебных расправ, это выразительное фото, появившееся на страницах многих газет и в выпусках теленовостей. «Суды Линча — повседневное явление в Бразилии», — уверен он.
Историческая проблема
Соуса Мартинс вот уже 20 лет занимается исследованием внесудебных расправ в Бразилии. В этом году вышла в свет его книга «Линчевание: народное правосудие в Бразилии» (Linchamentos: a justiça popular no Brasil). В ней автор рассказывает, что первый подобный самосуд произошел в 1585 году, когда крещеный индеец совершил нечто такое, что оскорбило верующих города Салвадора-да-Баия (Salvador de Bahía).
По мнению этого специалиста, большинство внесудебных расправ в Бразилии повторяют эту жуткую схему: человека привязывают к фонарному столбу и забивают до смерти. Или еще более жестокий вариант: если жертва имеет темный цвет кожи, то по отношению к ней применяют еще более изощренные формы насилия: не только наносят удары кулаками и ногами, но также пытают огнем и наносят увечья.