Итоги референдума в Греции и вероятность выхода этой страны из еврозоны подтолкнули турецких комментаторов к анализу вероятности «вхождения Афин в орбиту влияния Москвы» как самой «пугающей» ЕС и США альтернативы. Сближение Греции с Россией в случае отдаления от Западной Европы может усилить военное присутствие России в Средиземном море, полагает колумнист Radikal (8.07). В таком случае у США и НАТО возникнут проблемы с доступом к важным военным базам, находящимся на острове Крит, пишет обозреватель Zaman (6.07). Кроме того, добавляет Radikal (8.07), Греция может помешать «действиям НАТО в ответ на агрессивную политику России в Восточной Европе и на Балканах».
«Рассерженная, охладевшая, побитая» Греция в состоянии осложнить функционирование институтов ЕС и НАТО, работающих на основе «консенсуса», отмечает Zaman (6.07). Греция может начать саботировать переговоры по таким вопросам, как санкции против России, ядерное соглашение с Ираном, а также Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство.
Греция и раньше выступала против санкций в отношении России, напоминает Radikal (8.07). А в случае построения более крепкого стратегического союза с Москвой Афины могут наложить вето на введение новых антироссийских ограничений.
Россия желает создать образ «друга, не оставляющего греков в беде», отмечает Zaman (6.07), и, судя по всему, она не скупится на соглашения в области энергетики и инвестиции в развитие инфраструктуры страны. Далее автор публикации задается вопросом: действительно ли Греция демонстрирует изменение своей стратегической ориентации в сторону России, или же она подходит к отношениям с Россией тактически, чтобы привлечь внимание Запада и добиться от кредиторов более выгодных условий?
Yeni Şafak (8.07) приводит заявление главы ТПП Сергея Катырина о том, что Греция может присоединиться к БРИКС, если станет «быстрорастущей экономикой», а также заявление помощника президента РФ Юрия Ушакова, согласно которому Россия слышала сигналы о желании Афин присоединиться к Банку развития БРИКС. Как отмечает издание, то, что Греция находится на повестке дня БРИКС, может быть «козырем» Афин на переговорах с ЕС.
СМИ внимательно следили за ходом саммитов БРИКС и ШОС, состоявшихся в Уфе на прошлой неделе, отмечая, что благодаря этим мероприятиям Москва, переживающая не самые легкие времена из-за санкций США и ЕС, получит возможность повысить свое влияние на международной арене и даст понять, что попытки западных стран изолировать Россию не увенчались успехом (Zaman, 8.07).
Сообщалось, что на полях этих встреч российский президент провел 11 переговоров, обсудив с лидерами БРИКС и ШОС двусторонние отношения и экономику (Samanyoluhaber.com, 9.07). По итогам переговоров с китайским лидером Си Цзиньпином Zaman (8.07) обращает внимание на заявление Владимира Путина о том, что Россия отдает себе отчет в трудностях, с которыми сталкивается в экономике и внешней политике, но, объединяя усилия с Китаем, сумеет их преодолеть.
К основным итогам саммита БРИКС Yeni Asya (10.07) относит создание пула валютных резервов стран БРИКС объемом 100 миллиардов долларов, что, как отмечает издание, нацелено на обеспечение финансовой стабильности стран-членов в случае дефицита долларовой ликвидности.
Комментируя итоги саммита ШОС, СМИ вспоминали, как в бытность премьер-министром Турции Реджеп Эрдоган изъявлял желание присоединиться к этой нацеленной на политическое, военное, экономическое и культурное сотрудничество в Азии организации, заявляя, что «в таком случае Турция распрощается с ЕС» (Dünya, 10.07).
Как отметила Yeni Asya (10.07), изменение структуры ШОС и увеличение числа членов этой организации до восьми с присоединением Индии и Пакистана способно повлиять на трансформацию глобального расклада сил. Отмечается, что миссию организации, которая рассматривается в качестве «восточного аналога НАТО», в августе 2007 года, на саммите ШОС в Бишкеке озвучил президент РФ Владимир Путин: «Однополярный мир неприемлем».
Внимание некоторых журналистов было обращено на отношения России и Саудовской Аравии. Так, Star (7.07) сообщила о намерении этой страны Персидского залива инвестировать 10 миллиардов долларов в проекты на территории России. Отмечается, что это будет крупнейшая за последние пять лет прямая иностранная инвестиция в Россию, что особенно важно в условиях экономических проблем в России по причине западных санкций.
Как объяснить стремление Саудовской Аравии развивать партнерство с Россией, являющейся «щитом» Ирана в ООН и оказывающей военную, финансовую и дипломатическую поддержку Сирии? Таким вопросом задается колумнист Radikal (10.07) и приходит к выводу, что российско-саудовское сотрудничество отвечает интересам каждой из двух стран.
«Нефтедолларовая династия» полагает, что в случае если она перетянет Россию на свою сторону или, по крайней мере, склонит ее к нейтральной позиции, то это существенно ослабит положение ее «врагов» в регионе в лице Ирана и Сирии. Россия, в свою очередь, рассчитывает на то, что развитие экономических отношений с Эр-Риядом поможет остановить финансирование ваххабизма на Северном Кавказе и повлиять на позицию одного из важнейших союзников США на Ближнем Востоке.
Star (9.07) в статье под названием «Победителем в конфликте Запада и России будет Турция» публикует основные тезисы доклада Фонда политических, экономических и общественных исследований (SETA) с выводом о том, что в долгосрочной перспективе напряженность между Западом и Россией сыграет на руку Турции, прежде всего в энергетической области. Подчеркивается, что благодаря проекту «Турецкий поток» Турция добилась значительного прогресса на пути к становлению энергетическим центром. В то же время отмечается, что, как в других энергетических проектах, таких как TANAP и TAP, Турции важно стать партнером «Турецкого потока», чтобы, наряду с Россией, иметь возможность влиять на решения, принимаемые по данному проекту.
Обращая внимание на тот факт, что проект «Турецкий поток» возник на повестке дня одновременно с переговорами России и Турции о скидке на природный газ, Zaman (10.07) предупреждает: Турции следует внимательно отнестись к условиям, которые предлагает ей Россия, и ради какой-либо краткосрочной скидки на российский газ Анкаре не стоит идти в «Турецком потоке» на уступки, способные иметь масштабные и долгосрочные последствия. Отмечается, что в противном случае перспективный многомиллиардный контракт с Россией останется на уровне договора на покупку Турцией природного газа.
Hürriyet (11.07) обеспокоена ростом дефицита текущего счета Турции, объясняя его падением доходов от туристических услуг и челночной торговли прежде всего под влиянием экономической ситуации в России.
Приводя заявление главы Товарной биржи Антальи Али Чандыра (Ali Çandır), Dünya (7.07) заключает, что кризис в России ударил не только по туризму, но и по продовольственному сектору Турции, на который, так или иначе, повлияло падение числа россиян, прибывающих в Турцию. С ухудшением ситуации в секторе туризма заметное сокращение произошло в продовольственном и других связанных с туристической сферой секторах.
Через 10 лет России не понадобится импортировать аграрную продукцию. К такому выводу приходит Samanyoluhaber (8.07), обращая внимание на заявление министра сельского хозяйства Александра Ткачева о том, что за это время российские продукты полностью вытеснят своих импортных конкурентов. Россия наращивает внутреннее производство и поддерживает сельское хозяйство, пишет издание. При этом, несмотря на кризис в российской экономике, в первой половине 2015 года этот сектор продемонстрировал рост.
СМИ подвергли критике тот факт, что Россия наложила вето в СБ ООН на британский проект резолюции о признании геноцидом массового убийства мусульман в Сребренице во время войны в Югославии. «Вето России разозлит мусульман», — писала Vatan (8.07), отмечая, что данный проект был посвящен памяти всех жертв массовых убийств сербов в Сребренице. «Мученики Сребреницы перевернутся в гробу», — сокрушалась Zaman (9.07), указывая на то, что Сербия не отрицает этого преступления, но отказывается квалифицировать его в качестве «геноцида».
Yeni Asya (10.07) публикует заявление министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu), согласно которому вето России вызвало разочарование, между тем Турция часто говорит о том, что ООН и СБ ООН нужны реформы.