Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Засекреченное поражение

© flickr.com / Luke BryantПодбитый самолет в Перл-Харборе
Подбитый самолет в Перл-Харборе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Молодой моряк писал мелкими иероглифами: «внезапная атака удалась», «мы разбомбили силы противника, значительный успех операции в Перл-Харбор». Харагути вспоминает, что он был счастлив быть солдатом и находиться там. Тем не менее эти солдаты только потом узнали, что главного авианосца ВМФ США не было на Гавайях. «Похоже, мы проигрываем информационную войну», — записал он.

Бывший мэр города Китаарима Сидзухико Харагути (93, Shizuhiko Haraguchi) бережно хранит «Дневник войны». 8 декабря 1941 года японские военно-морские силы начали атаку на Перл-Харбор, в результате чего началась Тихоокеанская война. Механизированная часть, которая и осуществила нападение, базировалась в 400 километрах от Гавайев.

20-летний Харагути служил штурманом на крейсере «Тикума». Он отслеживал информацию, которая поступала по радио с бомбардировщика, взлетавшего с авианосца «Акаги», и передавал ее капитану корабля. Также он вел собственные записи на бумаге, которая была под рукой. Впоследствии он перенес свои записи в тетрадь, которая и стала «Дневником войны».

Записи он делал авторучкой мелкими иероглифами: «внезапная атака удалась», «мы разбомбили силы противника, значительный успех операции в Перл-Харбор». Харагути вспоминает, что он был счастлив быть солдатом и находиться там.

Тем не менее эти солдаты только потом узнали, что главного авианосца ВМФ США не было на Гавайях. «Похоже, мы проигрываем информационную войну», — Харагути был крайне обеспокоен. О поражении в битве у атолла Мидуэй (июнь 1942 года) не сообщали. При этом в городе Курэ префектуры Хиросима собрались все основные военачальники.

Главнокомандующий тогда заявил: «США сильнее нас, в японских деловых кругах также распространяются пораженческие настроения. Эту войну необходимо закончить в этом году». «Командование надеялось нанести один удар и заключить выгодный для себя мир. Однако удар так и не был нанесен, и все закончилось неудачей». Харагути впервые услышал о поражении в битве за Мидуэй, когда говорил с ранеными моряками в госпитале ВМФ.

«Народу и морякам не сообщали о поражении»

Харагути поступил артиллеристом на военный корабль «Мусаси», который был построен на судоверфи Mitsubishi в Нагасаки. Стрельбы проходили во Внутреннем Японском море. Через восемь месяцев в январе 1943 года Харагути перевели в военно-морскую авиацию.

В октябре 1944 года в море Сибуян линкор «Мусаси» был потоплен американскими войсками. Из команды, состоящей из 2400 человек, погибло около тысячи человек. Большинство из выживших впоследствии погибли на войне.

В марте этого года были опубликованы фотографии затонувшего корабля. Спустя 72 года интернет помог Харагути вновь встретиться с линкором. «Для ВМС море — это могила. Будет славно, если линкор не поднимут», — подумал Харагути.

Он гордится тем, что служил на флоте, где свобода и дисциплина идут бок о бок. Именно поэтому он уверен: «Если бы у Японии была правильная информация о военной мощи США, войны бы не было».

Слабый военно-морской флот был втянут в войну воинственными военачальниками сухопутных войск. Гражданский контроль над вооруженными силами оказался слабым. Императорский штаб сообщал лживую информацию, а СМИ поддерживали его. Так считает Харагути.

Начиная с «Главного орудия линкора Мусаси», он опубликовал пять книг воспоминаний о войне. Там есть много информации, которая стала достоянием публики впервые: например, Харагути рассказал о том, что от новой системы вооружения отказались потому, что при испытаниях погибло несколько человек.

Харагути навсегда запомнил, что война — это когда важную информацию скрывают.