Владимир Путин устроил в столице Башкирии большой дипломатический спектакль, пишет Wirtualna Polska (13.07), подводя итоги прошедшим в Уфе саммитам государств группы БРИКС и ШОС. Портал с осторожностью высказывается о будущем очерченных на встрече совместных проектов в финансовой и банковской сфере, отмечая, в частности, что если проблемы на китайском рынке (причины для ожидания которых появились после обвала Шанхайской биржи) будут углубляться, мечты России и Китая о величии, возможно, придется отложить на неопределенное время.
«Доля стран БРИКС в мировом ВВП в 2001 году составляла 10%, а в 2014 — уже 32,5%, что свидетельствует об их небывалой динамике и реально растущем влиянии на глобальные дела. Однако ключевой вопрос звучит так: сохранится ли эта высокая динамика в ситуации, если оба главных „двигателя“ двух объединений, Китай и Россия, столкнутся с трудностями?» — размышляет автор статьи.
Создание многополярного мира, в котором США утратят роль доминирующего игрока, уже давно стало идеей фикс Владимира Путина, поэтому его не могло не порадовать принятое на саммите в Уфе решение о включении в состав Шанхайской организации сотрудничества Индии и Пакистана, — сообщал телеканал TVN 24 (10.07).
В теории ШОС должна превратиться в азиатский противовес НАТО и ЕС, однако это еще отдаленная и туманная перспектива, особенно на фоне действий Пекина, расходящихся с интересами Москвы: «Китай создал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, представляющий собой прямого конкурента Новому банку развития БРИКС, и вынашивает собственные интеграционные планы, которые открывают перед ним больше перспектив, чем интеграция в рамках БРИКС», — подчеркивал канал.
Лидеры Китая и России заявили о конкретных шагах по объединению китайского «Нового Шелкового пути» с российским Евразийским союзом. На практике это будет означать создание единого экономического пространства от Пекина до Минска, в свою очередь, безопасность этому пространству обеспечит ШОС: так на наших глазах зарождается геополитическая сила, которая станет серьезным соперником для Запада, отмечает Gazeta Wyborcza (15.07).
У Шанхайской организации сотрудничества есть силы и средства, чтобы стать гарантом безопасности в своей части мира, однако препятствием для ее развития может стать государственное устройство ее членов. «Демократической в ШОС является только Индия. Диктатуры, конечно, умеют быстро принимать решения, но они так же быстро их меняют: все там зависит от узкой группы людей. Демократии же принимают решения медленно и неохотно, но создают крепкие союзы. И для этого нужна не только воля, но еще сила и деньги, а они у ШОС есть», — подводит итог издание.
Россия, обогнав в Саудовскую Аравию, стала крупнейшим поставщиком нефти в Азию, она активизирует сотрудничество с Китаем и подписывает новые договоры с Индией, надеясь одновременно привлечь азиатские страны к сотрудничеству по разработке новых месторождений, которые будут необходимы для сохранения объемов добычи, рассказывает портал Biznes Alert (9.07).
Между тем, как отмечает автор публикации, если азиатские компании не решат поддержать Москву, будущие поставки нефти Пекину и Дели могут оказаться под угрозой: судьба российского энергетического и газового сектора во все большей степени начинает зависеть от азиатских стран, и поэтому россиянам придется идти на компромиссы и формулировать новые предложения, которые понравятся их восточным партнерам.
Отвечая на вопрос телеканала TVN 24 (14.07) о последствиях достигнутого на переговорах в Вене соглашения по иранской ядерной программе между Тегераном и «шестеркой» международных посредников, эксперт Войцех Якубик (Wojciech Jakóbik) отметил, что возвращение Ирана на нефтяной рынок будет способствовать сохранению низкой цены на нефть, что, в свою очередь, окажет влияние на страны, наполнение бюджета которых зависит от экспорта сырья.
Таким странам, как Россия, придется модернизироваться, а это может повлечь за собой общественные изменения и даже вспышку цветных революций: «Режимы, держащиеся на нефти, уже готовятся к этим переменам, и не факт, что их ответом окажется демократизация», — предсказывает собеседник телеканала.
Европа и Китай видят в соглашении с Ираном и отмене санкций против Тегерана только плюсы, но почему Россия, для экономики которой перспектива дальнейшего падения нефтяных котировок крайне невыгодна, также стремилась к достижению договоренностей? — размышляет политолог Лукаш Фыдерек (Łukasz Fyderek) на портале радиостанции RMF FM (14.07). Во-первых, россияне планируют стать основными выгодоприобретателями от масштабных иранских закупок вооружений, а во-вторых, они видят в Иране основного союзника в борьбе с исламским фундаментализмом как на Ближнем Востоке, так и в Средней Азии: слабеющей Москве необходима динамика, ресурсы и культурные компетенции Тегерана, чтобы сохранить стабильность на территориях своего «мягкого подбрюшья», отвечает на свой вопрос комментатор.
Портал wPolityce.pl (12.07) обращается к газовой проблематике, выдвигая тезис, что покупая газ у «Газпрома», который играет важную роль в пополнении российского бюджета, Украина «финансирует военную агрессию против себя самой». Киев уже давно оплачивает российский газ по невыгодной схеме и «субсидирует» его поставку на Запад из-за заниженной ставки за транзит. А если сейчас киевское руководство согласится выполнить условия «Газпрома» и заплатить за топливо, поставленное с 19 февраля до 17 июня 2015 года в самопровозглашенные Донецкую и Луганскую республики, оно заплатит также за «оккупацию собственных территорий», — заключает публицист портала.
Rzeczpospolita (15.07) в негативном ключе комментирует вердикт Конституционного суда РФ, постановившего, что Россия может отступить от отрешений Европейского суда по правам человека, если эти решения нарушают российскую Конституцию. В Страсбурге и Брюсселе стараются не замечать проблемы, радуясь, что Кремль по крайней мере не отказался от Европейской конвенции по правам человека, однако он подвел окончательную черту под эпохой не увенчавшихся успехом попыток ассимилировать европейские ценности, констатирует издание. Если бы Путин хотел по-настоящему разозлить еврократов, он отменил бы мораторий на смертную казнь, но он действует в русле собственных интересов, которые диктуют необходимость сохранения в России видимости европейских стандартов.