В конце прошлой недели делегация Малайзии представила Совету Безопасности ООН проект резолюции с целью формирования международного трибунала для независимого расследования дела о сбитом над Восточной Украиной 17 июля прошлого года малайзийском авиалайнере.
В документе выдвигаются требования по созданию международного трибунала для того, чтобы «добиться судебного преследования тех, кто несет ответственность за преступление», поскольку оно «ставит под вопрос международный мир и безопасность».
Авиалайнер компании Malaysia Airlines, совершавший рейс MH17 по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, был сбит над востоком Украины. Это несчастный случай, унесший жизни 298 человек. Украинские власти приписывают эту катастрофу ракете, выпущенной пророссийскими сепаратистами, которые, в свою очередь, поддерживаемые Москвой, утверждают, что самолет был сбит вооруженными силами Украины.
Представленный Малайзией проект получил поддержку таких стран, как Нидерланды, Австралия и Бельгия, граждане которых находились на борту самолета, а также Украины, которая проявляет большую заинтересованность в расследовании истинных причин катастрофы.
Однако представитель России в ООН Виталий Чуркин уже дал ясно понять, что его страна намерена наложить вето на данное предложение в Совете Безопасности ООН. По его словам, у этого документа «нет никаких перспектив», потому что «это был одиночный акт» и, следовательно, нет оснований определять крушение как «угрозу международному миру и безопасности». «В качестве аргумента авторы идеи ссылаются на прецедент трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде, но ведь совершенно невозможно сравнить конфликт в бывшей Югославии или геноцид в Руанде с тем, что над Украиной, судя по всему, был сбит гражданский самолет. К тому же ссылка на МТБЮ, скорее, отпугивает», — подчеркнул Чуркин.
Между тем, Москва настаивает на создании Организацией Объединенных Наций международного трибунала для расследования «преступлений украинских военных», этот запрос был сделан лидерами сепаратистов из так называемых народных республик Луганска и Донецка. Пресс-секретарь президента Путина, Дмитрий Песков, поддержал этот призыв, поскольку, по его мнению, имели место «действия, которые могут быть рассмотрены как преступления против человечности». Несмотря на то, что конфликт разворачивается за пределами России, Следственный комитет этой страны утверждает, что собрал доказательства преступлений, и заявляет о своей готовности представить их в любом международном суде.
«Все полученные нами доказательства собраны в более чем в 2500 томов уголовного дела, и мы готовы передать эти материалы в любой международный суд», — сказал Сергей Маркин, официальный представитель Следственного комитета России.
Последнее предложение выглядит как очередной маневр Кремля, подготовленный на случай, если международная комиссия по расследованию представит доказательства того, что сбившая авиалайнер ракета была выпущена с территории, находившейся под контролем сепаратистов, или даже с российской территории.
В последнее время российские власти все чаще проигрывают процессы в международных судах, некоторые из них, как, к примеру, дело нефтяной компании ЮКОС, подразумевают выплату компенсации, которая исчисляется миллиардами евро. И чтобы избежать неприятностей в будущем, президент Путин счел нужным пересмотреть соотношение между внутренним и международным законодательством, иными словами, решения международных судов не будут приняты в России, если те «нарушают законодательство и Конституцию РФ».
В любом случае, Кремль с беспокойством ожидает решения международной комиссии по вопросу о крушении малайзийского боинга, и, учитывая позиции российских лидеров, они не склонны принимать неблагоприятные для них заключения.
P. S. Между тем, на Украине война достигла западных областей, где крайне правые боевики («Правый сектор») вступили в вооруженное противостояние с охраной одного из членов украинского парламента. Эти столкновения объясняют борьбой преступных группировок за контроль над контрабандой табака и других продуктов на границе с Венгрией, но подобные случаи все чаще наблюдаются и в других регионах страны. Украинскому правительству и президенту Порошенко пока не удалось взять ситуацию под контроль.