В ближайшее время будут открыто посольство США в Гаване и кубинское диппредставительство в Вашингтоне. Вместе с тем предстоит еще пройти долгий путь по пути нормализации двусторонних отношений.
Возникает вопрос о том, какие цели преследуют стороны и какие риски их поджидают на этом пути.
Администрация Обамы продолжает жестко настаивать на том, чтобы кубинские власти строго соблюдали права человека на острове Свободы.
Свидетельством тому является недавнее заявление госдепартамента США по поводу ареста 100 кубинских оппозиционеров и избиения диссидента Антонио Родилеса (Antonio Rodiles).
Вашингтон также опасается массового бегства кубинцев в США, как это уже было в 1980 году, когда с апреля по ноябрь 125 тысяч кубинцев на подручных плавсредствах причалили к берегам Флориды.
Возобновление дипотношений на уровне посольств даст возможность Белому дому улучшить отношения со странами Латинской Америки, многие из которых не поддерживают враждебную политику США в отношении Кубы. Улучшение отношений между США и Кубой, несомненно, будет использовано правительством Соединенных Штатов для изоляции режима Николаса Мадуро в Венесуэле.
Прхоже, что США пошли на нормализацию отношений с Кубой в надежде получить возможность оказывать определенное влияние на процессы переходного периода.
Какие риски подстерегают Обаму на этом пути?
Несомненно, что оппозиционное крыло Республиканской партии, в первую очередь, американцы кубинского происхождения, а также претендент на президентский пост Джеб Буш (Jeb Bush), который поддерживает тесные отношений с мигрантами из Кубы, будут всячески препятствовать назначению американского посла и подвергнут резкой критике администрацию Белого дома. В конечном итоге история рассудит, насколько правильным было решение Обамы пойти на улучшение отношений с Кубой.
А что грозит Раулю Кастро?
После распада Советского Союза и ухудшения экономической ситуации в Венесуэле Раулю Кастро необходимо было предпринять срочные шаги, чтобы спасти ослабленную кубинскую экономику. Возможно, что кубинский лидер даже больше, чем Обама, нуждается в восстановлении полномасштабных отношений с Соединенными Штатами.
Чем рискует Кастро?
По мнению члена Совета по международным делам Российской Федерации Алексея Фенича, тесное сотрудничество с Соединенными Штатами может привести к смене режима на Кубе. Некоторые высокопоставленные чиновники на Кубе придерживаются аналогичного мнения. Они считают, что стыдно вести с янки переговоры на эту тему, и полагают, что это равнозначно капитуляции перед заклятым врагом.
Отсюда, возможно, и проистекает усиление репрессий. Рауль мог бы их остановить, но не берет на себя ответственность, опасаясь противостояния с ортодоксальными коммунистами.
Кубинский режим — не такой монолитный, как кажется
Официальные выступления кубинского руководителя неоднозначны и противоречивы. Призывы покончить с «уравниловкой» пугают население, многие из которых привыкли жить за счет государственных субсидий. Другие считают, что провозглашенные реформы — это блеф и профанация. Однако большинство кубинцев надеются, что ситуация будет улучшаться в краткосрочной перспективе. Опасность для кубинского правительства заключается в том, чтобы эти ожидания не стали очередным разочарованием. Кроме того руководству страны необходимо удержать контроль на ситуацией в стране, чтобы не допустить развития сценария по советскому образцу. Таким образом следует, что Рауль Кастро рискует гораздо большим, чем Обама.
Чего добивается кубинская эмиграция в США?
Некоторые из них пытаются всячески помешать переговорам с режимом Кастро, так как считают, что это является предательством по отношению к памяти и страданиям их родителей. Другие, наоборот, поддерживают Обаму и выступают за «наведение мостов» между странами. Сейчас американцам кубинского происхождения стало намного проще и дешевле приезжать на Кубу, чтобы оказывать материальную помощь живущим там родственникам.
А чего хочет кубинский народ?
Кубинцы хотят иметь возможность широкого выбора во всем, от гастрономии до университетских исследований. Они хотят получать достойную заработную плату, иметь машину, заниматься бизнесом, иметь возможность отремонтировать разваливающийся дом.
Кубинцы хотят иметь свободный и дешевый доступ в интернет. Они хотят иметь возможность выезжать за границу, не стоять в очередях, свободно и без страха обсуждать действия властей, а не только игру в бейсбол любимой команды.