В случае кризиса или войны в ближайшем к Швеции окружении, мы должны иметь возможность быстро принять военную помощь от НАТО — эта мысль лежит в основе документа, в котором Министерство обороны Швеции предлагает изменить шведское законодательство. С 1 июля 2016 года.
Газета Dagens Nyheter, опубликовавшая сегодня этот материал, цитирует министра обороны Швеции Петера Хультквиста (Peter Hultqvist): «Когда возникает ситуация с растущим объемом русских учений вблизи наших границ, и эти учения, частично, имеют провокационный характер, то, конечно, мы должны подумать, как нам действовать». Разъяснив, что под «ухудшением безопасности» он имеет в виду неприемлемую аннексию Россией Крыма, а также использование ею военных средств для достижения политических целей. Именно поэтому, Швеция нуждается в сотрудничестве. «Мы строим систему безопасности в нашем окружении в разных вариантах: с Финляндией, с НАТО, с ЕС, напрямую с США и ООН», — поясняет министр обороны.
Поэтому с 1 июля следующего года правительство хочет, чтобы НАТО стало легче использовать шведскую территорию, благодаря договору о «стране-хозяйке» (Host nations support), которой для НАТО — на момент учений — может стать Швеция. Эти планы вызвали, как мы рассказывали, резкую критику со стороны противников НАТО.
Напомним, что Швеция соблюдает нейтралитет, являясь партнерской страной НАТО («Партнерство ради мира»), и уже 20 лет проводит военные учения совместно с Североатлантическим альянсом. «Новый договор облегчит проведение таких учений в мирное время, а в случае кризиса или войны, даст нам бóльшую свободу действий. Но все это — на шведской территории и по шведскому приглашению», — подчеркнул Хультквист.
Новый договор о «стране-хозяйке» означает 4 небольших изменения в законах и небольшие поправки и четырех предписаниях. Персонал НАТО должен подчиняться шведском законам и может быть вынужден платить компенсацию в случаях нанесения каких-либо повреждений, но не обязан будет платить таможенные сборы, плату за дороги, НДС и подоходный налог.
Одним из «слабых» звеньев в шведской обороне был остров Готланд, но теперь его оборона будет укрепляться. Интересно поэтому познакомиться с точкой зрения главы администрации Готланда Сесилией Шелин-Сейдегорд (Cecilia Schelin Seidegård) : «Конечно же, мы в Швеции обеспокоены, точно так же, как тревожатся жители и других стран. Мы видим, что происходит на Украине. Мы знаем, что граждане стран Балтии тоже беспокоятся, так что, разумеется, такая тревога существует, поскольку мы не знаем, что думает Путин. Готланд расположен в стратегически очень важном регионе. Я не думаю, что в других районах Швеции люди беспокоятся так же сильно, как на Готланде».
Шелин-Сейдегорд сравнила Готланд с авианосцем, который можно было бы использовать, если бы, например, Россия ввела войска в страны Балтии. С Готланда можно было бы, например, вести ракетный обстрел, или обезопасить путь кораблям на Санкт-Петербург или в другие гавани Балтийского моря: «Мы должны иметь право на оборону своей собственной территории без опасений, что это будет воспринято, как провокация».
Губернатор, естественно, довольна тем, что оборона Готланда укрепляется, она чувствует, что жители острова обеспокоены безопасностью больше, чем, например, в Даларне, где в небе не пролетают русские самолеты, а потому такие вопросы и не обсуждаются дома, за кухонным столом.
Записавшая это интервью наша коллега из немецкой редакции Лив Хайдбюхель (Liv Heidbüchel) вышла на улицы главного города Готланда Висбю и задала вопрос прохожим: «Встревожены ли они, ощущают ли они угрозу безопасности острова?»
Вот, что ответила, например, 20-летняя Анна Якобссон (Anna Jakobsson): «Нет, я так не думаю, мне кажется, тут довольно спокойно... Иногда они (русские) летают довольно близко, но об этом как-то не задумываешься. Это немножко пугает, всякое ведь может случиться. Это может стать опасным, но об этом как-то не думаешь...»
«Ааааа... немножко, может быть... Не так уж много я об этом и думаю... Но когда об этом читаешь, то начинаешь задумываться, а так — не то, чтобы я думала об этом повседневно, но все равно, мы ведь находимся в центре Балтийского моря», — говорит 18-летняя Йонна Вестберг (Jonna Westberg).