После Греции международное сообщество смогло прийти к соглашению также и с Ираном. Иранская сторона пытается представить это как свою победу, а «Шестерка» — пять стран-членов Совета безопасности ООН и Германия, считают, что это их победа. Обе стороны правы по-своему, потому что каждая из них решает свою проблему.
Единственная страна, которая участвовала в этих переговорах, и может быть недовольна их результатом, это Россия, однако Россия не могла каким-то образом воспрепятствовать достижению соглашения. Она участвовала в этих переговорах в качестве страны-члена Совета безопасности ООН, ведь не могли не сделать ее участником соглашения, которое заключается против нее. Запад понимал, что не может находиться в тотальном противостоянии одновременно с двумя, находящимися по соседству, богатыми энергетическими ресурсами странами. Для более жесткого разговора с Россией нужны были энергетические ресурсы Ирана.
Для Ирана, имеющего серьезные экономические проблемы, как воздух и вода нужно было устранение санкций. В результате соглашения, Иран получает возможность беспрепятственно экспортировать на европейские рынки нефть и газ, и это обещает Ирану дополнительные доходы в миллиарды долларов. Иранский режим с теократическим управлением, может существовать только в условиях определенного социального равновесия, а непрерывное снижение цен на нефть представляет существенную угрозу для исламского государства.
В результате соглашения, Иран получает возможность вступить на рынок необходимых технологий для добычи нефти газа, а также на рынок капитала, что, в свою очередь, означает, что иранские компании могут для своих программ найти международное финансирование, и использовать эти средства для покупки необходимого новейшего оборудования для производства. Международные энергетические компании отныне могут делать инвестиции в Иране, и это поспособствует росту объемов добычи нефти и газа. Таким образом, Иран может стать для Европы и Китая основным поставщиком нефти и газа, и получать доходы в миллиарды долларов.
Европа и Запад, в свою очередь, заинтересованы в реализации этой договоренности, поскольку устранение санкций в отношении Ирана позволит иметь альтернативного поставщика нефти и газа. Страны ЕС долгое время пытаются найти реальную альтернативу российской нефти и газу, то в виде роста объемов добычи норвежского газа, то в виде импорта жидкого газа из африканских стран, то в виде угроз относительно строительства нефтепроводов и газопроводов из Туркменистана и Азербайджана в страны ЕС. Но для всех ясно, что единственной реальной альтернативой российской нефти и газа может быть ввоз иранской нефти и газа, а для этого необходимо снять санкции в отношении Ирана. Сейчас, когда уже все вопросы с Ираном решены, ЕС и США могут более жестко говорить с Россией, могут применить более жесткие санкции в отношении России.
Сейчас нужно ждать не существенного снижения цен на нефть, а новых санкций против России, которые могут относиться к ограничениям экспорта нефти и газа. Цены на нефть и без того находятся в предельно низком состоянии, и еще большее снижение может поставить под угрозу эффективность производственной добычи нефти, угрожая рентабельности деятельности компаний этой сферы. Но если ЕС решит поставить запреты на добычу российской нефти и газа, то этим на своем рынке откроет место для иранской нефти. Конечно, это произойдет не сразу, а постепенно, поскольку Ирану еще нужно время для увеличения объемов производства нефти, и для строительства трубопроводов, необходимых для транзита газа в Европу. Но это легко решаемая проблема.
Активация экономической жизни в Иране, и устранение западных санкций, положительно отразится также и на отношениях Армении и Ирана. Если до этого армянские компании и финансовые структуры проявляли осторожность в вопросе сотрудничества с Ираном, теперь больше не будет таких барьеров. Армения может рассматриваться как один из возможных маршрутов транзита иранского газа в Европу, если, конечно, сможет проявить достаточно самостоятельности для участия в строительстве газопровода, в обход России.
После устранения санкций в отношении Ирана увеличивается также роль Ирана, как региональной державы, этим, в каком-то смысле, оттеснив Турцию. Это тоже имеет не второстепенное значение для Армении. Так что, мы только можем приветствовать достижение этого соглашения, надеясь на то, что вытекающие оттуда все положительные сигналы максимально быстро появятся в нашей реальности.