«15 июля 1410 года русские войска и их союзники — литовцы, чехи и поляки — одержали победу над немецкими рыцарями в Грюнвальдской битве», — объявило на своем сайте созданное в 2012 году по указу Владимира Путина Российское военно-историческое общество, рассказывала Gazeta Wyborcza (16.07). Никто раньше не оспаривал того факта, что битва завершилась победой польско-литовский войск, и хотя в ней принимали участие три смоленских полка, входивших в состав сил Великого княжества Литовского, называть их победителями сражения было бы большим преувеличением, пишет автор публикации. И недоумевает, почему солидная российская организация, председателем которой выступает министр культуры Владимир Мединский, занимается искажением истории.
Российское военно-историческое общество, которое прославилось своим предложением возвести на Раковицком кладбище в Кракове памятник советским военнопленным 1920 года и снабдить его надписью о «польских лагерях смерти», теперь решило обратиться к исправлению более ранней истории, указывает публицист портала wPolityce.pl (16.07). «Россияне и немцы — мастера исторической политики, при этом факты для них не играют важной роли. Раз Европу во Вторую мировую войну завоевали загадочные фашисты, в крайнем случае, гитлеровцы, а не немцы, то решающую роль в победе под Грюнвальдом конечно же сыграли русские», — иронизирует он.
«Что за бесстыдство! Россияне приписали себе одну из крупнейших побед в истории польского оружия!» — возмущается Fakt (16.07). Профессор Гданьского университета Богдан Хшановский (Bogdan Chrzanowski), которого цитирует газета, увязывает новую интерпретацию сражения с напряженностью в польско-российских отношениях. «Они хотят показать, что мы — плохие, а они всегда несли свободу. Впрочем, так происходит уже не в первый раз. Я помню, как президент Путин сравнивал пакт о ненападении между Польшей и Третьим рейхом с пактом Молотова — Риббентропа. Если бы нечто подобное мне заявил студент, я бы сразу отправил его на пересдачу» — рассказывает историк.
В годовщину катастрофы малазийского боинга в Донецкой области Defence.24 (17.07) с сожалением отмечал: хотя все указывает на то, что самолет был сбит из использовавшегося сепаратистами российского зенитного комплекса Бук-М1, Москва решительно отказывается признавать факты и будет блокировать все попытки ООН и других международных организаций привлечь виновных к ответственности. Россияне стараются скрыть следы пребывания своих зенитных установок на контролировавшихся повстанцами территориях, создают свои альтернативные версии событий, а глава российского МИД Сергей Лавров, комментируя негативное отношение России к идее создания международного трибунала по катастрофе, «доходит до верха лицемерия», — указывает портал.
Голландцы оказались на высоте: они смогли, не вступая в конфликт с Россией и не прибегая к заигрываниям с российской стороной, провести свое независимое расследование катастрофы, чего не удалось сделать полякам после крушения польского правительственного лайнера под Смоленском в 2010 году, подчеркивала Rzeczpospolita (17.07). Представители Запада познакомились с особым постсоветским типом людей Востока, лишенных всякой человечности, но вышли из этого столкновения с поднятой головой и добрались до правды, хотя она оказалась неприятной для Кремля, «отвечающего за действия своих подопечных с Донбасса», — заключает комментатор издания.
С начала июня в российской военной авиации произошло уже шесть серьезных инцидентов, то есть больше, чем за весь предыдущий год, сообщал журнал Polska Zbrojna (18.07), описывая последние аварии стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. Журналист издания размышляет, чем вызваны участившиеся авиационные происшествия: человеческим фактором, то есть ошибками пилотов и обслуживающего персонала, или ухудшением технического состояния военных самолетов. Вероятно, в последнее время разные обстоятельства наложились друг на друга, потому что россияне начали больше летать, однако ни люди, ни техника не были готовы к такому интенсивному функционированию, предполагает он.
Возможно, российская военная авиация просто вступила в полосу невезения, но не исключено, что у российских военно-воздушных сил появились структурные проблемы, которые увеличивают риск катастроф, размышлял телеканал TVN 24 (18.07). Финансовые проблемы Москвы замедлят обновление ее воздушного флота и заставят уменьшить количество проводящихся учений: с одной стороны, это позволит отдохнуть пилотам и машинам, но с другой, окажет влияние на уровень подготовки кадров и осложнит обучение новых летчиков, предсказывает канал. Он называет в качестве основной проблемы тот факт, что Россия производит слишком мало самолетов, чтобы эффективно заменять ими технику, помнящую времена СССР.
В канун 60-й годовщины завершения строительства варшавского Дворца культуры и науки, построенного по образцу московских высоток, публицист портала wPolityce.pl (21.07) призывал поляков снести этот «символ московского доминирования». Вонзенную в сердце Варшавы «сталинскую дубину» необходимо исключить из списка памятников и разобрать, как чуть меньше столетия назад поляки, обретя независимость, разбирали в своей столице православные соборы. Этот акт станет первым шагом на пути Польши к обретению истинной свободы, убежден автор комментария, который надеется, что к 100-й годовщине польской победы над Красной армией в 1920 году на освободившемся от высотки месте появится «самый красивый центр города в мире».
Rzeczpospolita (22.07) освещала встречу глав МИД стран ЕС, на которой министры иностранных дел Польши и Нидерландов представили доклад Европейского фонда поддержки демократии с несколькими сценариями возможных «активных действий, направленных на борьбу с официальной российской пропагандой». 10 сентября в Варшаве состоится встреча спонсоров — государств, физических или юридических лиц, которые захотят поддержать проект, однако какова будет его реальная форма пока неизвестно, подчеркивает газета: если глава польской дипломатии Гжегож Схетына (Grezgorz Schetyna) говорил о создании русскоязычного телевидения, то его голландский коллега Берт Кендерс (Bert Koenders) лишь о том, что новый проект даст российским журналистам «новые инструменты и возможности для работы на базе объективной информации».