На прошлой неделе были подведены итоги переговоров по иранскому ядерному вопросу. Стороны, принявшие в них участие, надеются, что в ближайшем времени Иран откажется от своей ядерной программы. К тому же некоторые американские эксперты считают, что США нужно налаживать отношения с Тегераном, так как это ограничит влияние России и Китая в регионе — пишет газета «Минбао» (16.07). Это также может разрушить возможные планы Москвы и Пекина по созданию военной базы в Ормузском проливе.
В последнее время внимание мировой общественности приковано к череде авиакатастроф, связанных с российскими военными самолетами. Как сообщает газета «Гуаньчачжэван» (18.07), в июне и июле аварии потерпели самолеты четырех различных типов: два истребителя МиГ-29, истребители-бомбардировщики Су-34 и Су-24 (в феврале этого года разбился еще один Су-24), два стратегических бомбардировщика Ту-95 (один разбился, другой выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, как сообщается; причиной стала поломка двигателя).
«Хуаньцю шибао» (15.07) цитирует слова эксперта Вадима Козюлина из российского ПИР-центра. Он читает, что одной из основных причин аварий является упадок оборонной промышленности России. Многие производители оборонной продукции обанкротились, были конверсированы или перевелись за рубеж. Сейчас страна в основном использует устаревшее вооружение, а персонал, работающий в данной отрасли, зачастую оказывается не достаточно квалифицированным.
«Гуаньчачжэван» (18.07) также считает, что помимо устаревшего вооружения, Россия тратит слишком много средств на национальную оборону, однако это никак не отражается на восстановлении промышленности страны, в котором она так нуждается.
17 июля во многих странах прошли траурные церемонии по случаю годовщины крушения малайзийского самолета МН17. На этом фоне между Россией и Западом вновь разгорелся скандал. Как сообщает «Хуаньцю шибао» (18.07), несколько стран требуют создать для расследовании причин паления самолета и наказания виновных международный трибунал, однако Москва выступает против этого. По мнению российских экспертов, Запад всего лишь ищет способы, как развернуть новый виток пропагандисткой войны с Россией.
При Путине уехавшие за рубеж россияне вернулись на родину, — гласит заголовок «Хуаньцю шибао» (16.07). Однако сам президент заявил, что тем, кто решил вернуться, не будет каких-либо привилегий. Те, кто возвращаются, — добро пожаловать, но каких-то специальных преференций людям, которые уехали, а сейчас возвращаются, только за то, что они решили вернуться, государство создавать не будет», — сказал Владимир Путин на встрече с участниками молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме».
Первый контейнерный поезд Харбин — Гамбург вернулся в Китай, — пишет гонконгская газета «Вэньвэйпо» (15.07). Это первый рейс в международном железнодорожном грузовом сообщении между административным центром провинции Хэйлунцзян и европейским континентом. Его маршрут проходит через территорию Германии, Польши, России и Китая. Российская сторона весьма заинтересована в сотрудничестве по данному направлению. КНР, в свою очередь, намерена и дальше развивать такие рейсы, а зимой включить в состав поезда специальный холодильный вагон, чтобы доставлять продукты и свежие фрукты в города России и страны Европы.
(Не РвМ)
Владимир Путин подписал закон о «О свободном порте Владивосток» сроком на 70 лет, — сообщает «Хуаньцю шибао» (15.07). Это — первый российский регион, получивший такой статус. Возможно, в скором времени открытым портом также станет Севастополь. С одной стороны, это должно положительно отразиться на российско-китайской торговле. Однако китайские предприятия опасаются, что у них могут возникнуть противоречия со строгими российскими законами. Они также бояться возможной конкуренции со стороны японских предприятий, так как, по имеющимся данным, инвестиционный интерес Японии на Дальнем Востоке проявляется гораздо сильнее, чем у Китая.
В то же время газета «Дунфан жибао» (19.07) отмечает, что товарооборот между Россией и Китаем резко упал. В первой половине 2015 года товарооборот между странами составил всего лишь 31,1 миллиард долларов, что на треть меньше, чем за аналогичный период в 2014 году. Особенно снизился китайский экспорт в РФ, а российский экспорт упал на 1,5%. Это, несомненно, никак не соответствует тесными отношениями Москвы и Пекина.
В 2014 году китайские туристы потратили в России один миллиард долларов. РФ — их любимое туристическое место. По данным Федерального агентства по туризму, в первом квартале 2015 года количество туристов из КНР выросло на 27%. В период с января по июнь 62 миллиона китайцев посетили Россию. Ожидается, что за весь год их количество превысит 110 миллионов человек («Хуаньцю шибао», 21.07).