Новую фазу кооперации Турции и США в борьбе с террористической организацией ИГИЛ пояснил вице-премьер Бюлент Арынч (Bülent Arınç).
«Не буду раскрывать всех деталей, но договоренность была достигнута. Стороны пришли к согласию во мнениях и действиях в области возможных совместных операций в дальнейшем. Соответствующее решение Совета министров открыто для подписания», — говорилось в заявлении.
На сегодняшний день мы можем многое сказать о фоне и содержании договоренности, о которой идет речь.
Почва этой договоренности была подготовлена 7–8 июля в Анкаре, в ходе визита американской делегации во главе с генералом в отставке, специальным представителем президента США Барака Обамы в международной коалиции по борьбе с ИГИЛ Джоном Алленом (John Allen).
Американская делегация выразила необходимость использования базы Инджирлик для воздушных операций и участия в них Турции.
Турция, в свою очередь, отметила, что не будет участвовать в операциях как «ударная сила», и взамен на разрешение самолетам США использовать базу Инджирлик поставила условие — создать зону безопасности на территории Сирии и препятствовать обеспечению партией «Демократический союз» (PYD) территориального доминирования путем этнических чисток в Северной Сирии.
Смысл и значение договоренности изложим в форме вопрос-ответ.
— Как США будут использовать Инджирлик?
— Самолеты США смогут использовать Инджирлик в ходе своих воздушных операций против ИГИЛ.
Таким образом, они смогут быстро вмешаться и сэкономить. Дело в том, что сейчас для ударов по ИГИЛ США используют в основном свои авианесущие корабли, размещенные в Персидском заливе и Средиземном море. А это значит, как минимум, в четыре раза больше временных и финансовых затрат.
США также, возможно, будут использовать ударные беспилотные летательные аппараты.
— Может ли использование США базы Инджирлик дать PYD возможность завоевать пространство, как в случае с Кобани?
— Эта тема также обсуждалась. США примут во внимание чувствительность Турции в отношении PYD. Вашингтон намерен вмешиваться в атаки ИГИЛ, в каком бы направлении они ни происходили, без разделения на PYD и умеренную оппозицию.
— Как это будет контролироваться?
— В командном центре в Инджирлике будут находиться и турецкие офицеры.
— Будут ли с базы Инджирлик взлетать турецкие военные самолеты?
— Да, но только в целях безопасности. Турецкие самолеты не будут участвовать в бомбардировках на территории Сирии. Турция будет обеспечивать логистическую поддержку. Кроме того, в случае необходимости и угрозы безопасности на границе Турция может прибегнуть к ударам дальнобойной артиллерии.
— Что выиграет Турция?
— Во-первых, силы умеренной оппозиции будут защищены международной коалицией с воздуха от террора ИГИЛ и режима Асада, а также попыток PYD захватить регион с помощью этнических чисток.
PYD объединила кантоны Джезире (напротив Нусайбина) и Кобани (напротив Суруча) вместе с вытеснением ИГИЛ из находящегося между ними Тель-Абьяда при поддержке с воздуха со стороны США. Но, судя по достигнутой договоренности, регион Джераблус, находящийся между Кобани и кантоном Африн на западе, ставший полем битвы ИГИЛ с умеренной оппозицией, не будет «блокирован»… Ожидается, что в результате ударов по ИГИЛ этот регион перейдет под контроль сил умеренной оппозиции.
Кроме того, антиасадовские силы умеренной оппозиции, прежде всего группы, связанные со Свободной сирийской армией, в значительной мере смогут собраться с силами и укрепить свои позиции.
Как известно, мелкие группы, не способные воевать с ИГИЛ, присоединяются к этой организации. Ожидается, что это удастся остановить, как и способствовать отделению тех, кто присоединился ранее.
Для тех, кто, спасаясь бегством от террора ИГИЛ и Асада, ищет убежище в Турции, будет создана зона безопасности под контролем умеренной оппозиции.
— Что далее?
— Предполагается, что в дальнейшем руководство ИГИЛ будет нацелено на командные центры и финансовые ресурсы.
Торговля нефтью Асад — ИГИЛ
Режим Асада соседствует с ИГИЛ близ нефтяного региона Ракка.
Мы не случайно употребляем слово «соседствует», поскольку у них сложились достаточно добрососедские отношения. Режим Асада покупает у ИГИЛ нефть в обмен на «содействие в боях с группами умеренной оппозиции».
Так, силы режима уходят из районов близ Джераблуса, где они воюют с оппозицией, затем наносят удары с воздуха и применяют дальнобойную артиллерию. ИГИЛ тем временем атакует с суши и захватывает позиции…
Граница региона Джераблус с Турцией составляет порядка 70-80 километров. Это регион, простирающийся вглубь Сирии до Идлиба на протяжении 35-40 километров.
Именно этот регион сыграл немаловажную роль в том, что Турция приняла решение открыть базу Инджирлик для воздушных операций США против ИГИЛ.