Есть мнение, что у России, несмотря на ее изощренные шпионские традиции и геополитические амбиции, внешней политики как таковой нет, а все, что эта страна делает за своими пределами, является расширением и продолжением внутренних перипетий. Очевидно, это относится также к широко пропагандируемой Россией политике «разворота на Восток». Мол, если Европа конкретно и Запад вообще учит нас жить и вводит различные санкции, то мы повернемся к нему задом и обратимся к Востоку с обещаниями процветающего рынка.
Пока сухой остаток «исторического» разворота — строительство газопровода в Китай мощностью 38 миллиардов кубометров в год. В то же время Европе Газпром в прошлом году продал 146,6 миллиарда кубометров газа. Доля российского газа в энергетическом портфеле Европы сокращается, но там прогнозируется рост потребления газа. Газпром фактически официально планирует увеличить объемы поставок в Европу.
Аналогично обстоит с самым важным экспортным товаром России — нефтью. Объемы ее сбыта в Азии в прошлом году в сравнении с 2011 годом возросли с 14% до 24%. Но небольшой прирост экспорта российской нефти зафиксирован и на рынки некоторых европейских стран, а также в Белоруссию, откуда нефть в большом количестве экспортируется в переработанном виде.
Самое главное — для разворота в какую-либо сторону нужна критическая масса людей. Русский мужик никогда никуда не повернется, и пропаганда на государственных телеканалах в его понимании означает то, что барин ведет активную деятельность, а бразды власти в крепком кулаке. Именно в этом, если не считать одурманенную Rossia Today часть западной аудитории, заключается содержание и смысл «разворота» на Восток.
Для того, чтобы произошел разворот России на Восток, прежде всего, необходимо согласие на это элиты, а точнее — нескольких элит. Очень важна та часть российской элиты, бизнес-интересы которой связаны с Западом и которая никуда не развернется из Лондона, Амстердама, Ниццы и Брайтон-Бич, — об этом не стоит даже мечтать. По скромным подсчетам, лишь в Лондоне живет около 400 тысяч русских.
В действительности число представителей такой элиты еще больше, поскольку даже у великодержавных популистов, начиная с семей самого президента и министра иностранных дел, есть серьезные интересы на Западе и переключить их на Восток нереально. Многие россияне со своими активами прижились на Западе из-за его открытости — как в бизнесе, так и в социальной сфере. Возьмем к примеру основу основ — свободное движение капитала. Со всеми санкциями (которые ненавидит сам Запад) российские предприниматели в Европе в настоящее время могут работать намного свободнее, чем в Китае.
Россия может вертеться, как хочет, но одна из голов ее орла всегда будет повернута на Запад.
Это хорошо осознают и сами россияне, и Латвия должна принимать во внимание то, что нужно уживаться и срабатываться. Желательно — прагматичнее, с большим пониманием непостоянства характера этой птицы, чтобы не было очередного разочарования в неудавшейся «перезагрузке».