Почему Европа отвернулась от России, рискуя отдать ее на откуп ультраправым? Удивительно наблюдать за тем, как все перевернулось с ног на голову всего за несколько лет. Еще вчера левые симпатизировали Москве, а сегодня правые консерваторы и националисты защищают Россию президента Путина. Но разве можно отдать ультраправым монополию на хорошие отношения с Москвой и ограничиваться старыми антипутинскими филиппиками? Это очень важный вопрос, потому что Россия не принадлежит ни правым, ни левым.
Со времен Наполеона во Франции преобладали антироссийские настроения: Россия была врагом, экспансионистом, хотела вторгнуться к нам. Ее цари, лидеры и президенты — все сплошь тираны и деспоты, мечтают подчинить свой собственный и соседние народы. Путин — клептократ, коррупционер, шпион, автократ, гомофоб, Сталин, Гитлер, вторженец, угроза для рода человеческого, невинной и мирной Европы.
Все это вот уже два века твердят западное руководство и крупнейшие СМИ: современная русофобия зародилась во Франции, а затем мигрировала в Великобританию, Германию и, наконец, США. Современная французская русофобия пришла на смену русофилии Вольтера и берет начало у Людовика XV и Наполеона, которые распространяли поддельное «Завещание Петра Великого» (основатель Российской Империи якобы призывал преемников взять под контроль всю Европу вплоть до Лондона). Эта подделка, которая во многом перекликается с вымышленным оружием массового поражения Саддама Хусейна, использовалась на протяжение всего XIX века для оправдания агрессии и вторжений европейцев в Россию (сейчас так ведут себя США).
На самом деле соперничество Западной и Восточной Европы уходит корнями во времена Карла Великого и раскола церкви 1054 года: все это породило множество предрассудков о греках, которые затем переложили на русских после падения Константинополя. Вторжения немецких рыцарей тевтонского ордена в 1240 и 1712 годах, поляков в 1612 и 1919 годах, французов в 1812 году, англичан в 1853 году, немцев в 1914 и 1941 годах, американцев и европейцев с расширением НАТО после 1990 года, нападение Грузии летом 2008 года (агрессор был четко прописан в докладе Совета Европы), украинский путч 22 февраля 2014 года... Список западной агрессии против России вышел немаленьким.
Причем, за это же время Россия помогла Европе освободиться от наполеоновской тирании и нацистского ига ценой десятков миллионов жизней. Без российских жертв Европа, вероятно, сейчас жила бы иначе. А в 1990 году советская Россия стала единственной империей, которая решила разделиться без кровопролития. И хотя она оккупировала Восточную Европу и Прибалтику после 1945 года, происходило это строго в рамках соглашений, которые были подписаны всеми державами-победительницами в Тегеране, Ялте и Потсдаме. В 1991 году она мирным путем вернула им свободу. Какая колониальная держава может похвастаться тем же?
Именно Россия приняла у себя Эдварда Сноудена, отважного разоблачителя тоталитарных выходок американского шпионажа, человека, который заслуживает поддержки всех правозащитников и Нобелевской премии мира (причем, куда больше, чем получивший ее по избранию президент Барак Обама).
И после всего этого в экспансионизме обвиняют Россию! Относительно демократии, какой пример могут подать России США и Европа, прогибаясь перед саудовским режимом, который порабощает женщин, казнит гомосексуалистов и финансирует исламистский терроризм? За первые шесть месяцев этого года в Саудовской Аравии лишились головы более ста человек. Однако у нас молчат об этом варварстве, не переставая поливать грязью путинскую Россию, которая давно ввела мораторий на смертную казнь.
По правде говоря, просто поразительно наблюдать за тем, как великие западные державы сформировали антизападную риторику и пытались дискредитировать российское руководство, чтобы оправдать собственную агрессивность. Франция, Великобритания, Германия и США — все они так или иначе пытались заполучить российские богатства и помешать России стать для них конкурентом в колониальной эксплуатации Азии, Африки и Ближнего Востока.
Сейчас сосредоточием конфликта стала Украина, которую американские геополитики и натовские стратеги считают последним звеном в цепи подрыва мощи России в Европе. В вышедшей в 1996 году книге «Великая шахматная доска» бывший советник Джимми Картера и Хиллари Клинтон Збигнев Бжезинский уже продемонстрировал одержимость этой страной, которая свойственна его друзьям из проекта «Новый американский век» и Джону Маккейну. Практически все критикующие Россию эксперты и СМИ работают на НАТО и американских неоконсерваторов или же поддерживают с ними тесные связи. Вот вам и плюрализм информации.
Разумеется, во Франции были периоды русофилии. При уже упомянутом Вольтере, III Республике с 1870 по 1914 год (тогда целью было создать противовес угрозе Германской империи) и де Голле, стороннике европейского строительства от Португалии до Урала. Как ни парадоксально, но после исчезновения коммунистической угрозы Париж решил вернуться в командование НАТО и перенять антироссийскую риторику, которая сейчас в моде в вашингтонских военных кругах.
За последние 15 месяцев украинский кризис довел недоверие к России до небывалых высот. Для его разрешения европейцам придется приложить огромные усилия. Чтобы понять. Как и в палестино-израильском конфликте, речь не идет о том, чтобы выбрать кого-то одного против другого: это не Украина или Россия, а Украина и Россия.
Пора осознать, что критикуя Россию и толкая ее в сторону Азии, Франция лишает Европу целого пласта ее истории и культуры, расшатывает европейское строительство и придает излишний вес Германии, Восточной Европе и США. В чем смысл формирования единой Европы, если та лишается бескрайней российской культуры, которая является полноправной частью европейской после начатого Петром Великим масштабного переустройства России? Толкать Россию в Азию в угоду упрощенческому недоверию — это не просто заблуждение, а ошибка. Страшная ошибка!
Ги Меттан, депутат совета кантона Женева, председатель Швейцарского пресс-клуба