Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дуда должен предложить Путину встречу

Интервью с профессором Станиславом Беленем, сотрудником Института международных отношений Варшавского университета.

© AP Photo / Czarek SokolowskiПрезидент Польши Анджей Дуда
Президент Польши Анджей Дуда
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новый президент Польши Анджей Дуда и его ближайшее окружение найдут в себе достаточно смелости и решимости, чтобы пересмотреть позицию Польши в отношении соседей в духе прагматизма и реализма. Вступление в новую конфронтацию с Россией или Германией говорило бы, скорее, об отсутствии стратегии и бессмысленном авантюризме, а также о нежелании прислушиваться к общественному мнению.

Interia.pl: Через две недели состоится инаугурация Анджея Дуды (Andrzej Duda) на пост президента Польши. Что это может означать для польско-российских отношений?

Станислав Белень (Stanisław Bieleń):
Я думаю, Анджей Дуда сделал бы важный шаг в качестве государственного деятеля, если бы отказался от прежних обид и предложил Владимиру Путину устроить встречу, хотя бы неофициальную, с глазу на глаз на какой-то нейтральной территории. Это бы в первую очередь показало самостоятельность польской внешней политики и вызвало уважение западных союзников. Это позволило бы выйти из тупика и преодолеть дипломатическую инертность, сводившуюся к тезису, что с Россией пока стоит помолчать. Путинофобию можно и нужно сменить на заботу о польских интересах.

— Путинофобия возникла не на пустом месте: аннексия Крыма, конфликт на Украине, недавние предупреждения в адрес Швеции о последствиях, которые ее ждут, если она вступит в НАТО...

— Но ведь Россия Польше не враг! Ни один политик не сможет сказать, в чем заключаются акты прямой российской враждебности в отношении Польши. Польский дискурс, связанный с этосом выходящих из «Солидарности» кругов, предписывает дружелюбное отношение к россиянам и враждебное — к Путину и его режиму. В этом есть определенная двойственность: как мы можем понять тех россиян, которые массово поддерживают путинскую политику?

В польско-российских отношениях, прежде всего, недостает точной формулировки собственных интересов, шансов и возможности претворения их в жизнь. Их место заняла антироссийская одержимость и страх перед Москвой. С противоположной стороны усиливается полонофобия и происходит возвращение к покровительственной интонации. У нас нет цельного видения будущего и стратегической концепции, которая бы позволяла идентифицировать Россию как важного соседа, с которым нас объединяют партнерские отношения, а также стратегические интересы, связанные с сырьевой и энергетической безопасностью, большим рынком сбыта и транзитным маршрутом на восток: в Среднюю Азию и Китай.

— Вы говорите, что Анджей Дуда может протянуть Владимиру Путину руку, однако президента, связанного с партией «Право и Справедливость» (PiS), ограничивает популярная в ее рядах интерпретация причин смоленской катастрофы: они так легко не откажутся от тезиса о покушении.

— Политическая мудрость предписывает считаться с фактами и существующими знаниями на тему смоленской катастрофы. Следует надеяться, что президент серьезного государства будет действовать серьезно. Его политический лагерь, впрочем, отлично знает, как дорого обходится утрата общественного доверия, и как сложно его потом восстановить. Я думаю, что Анджей Дуда с подачи своих советников обратится, скорее, к историософскому смыслу катастрофы, используя эту тему в символической сфере. Это не обязательно должно отражаться на текущей политике в отношении России.

— Анджей Дуда часто ссылается на политику Леха Качиньского (Lech Kaczyński), который был настроен к России очень критически. Вы считаете, что президент отойдет от линии своего учителя?


— Заявления о желании продолжать чью-то политику не определяют того, как будет выглядеть политическая программа президента Дуды в реальности. Его возможности во внешней политике будут зависеть от того, кто после октябрьских выборов сформирует правительство. Если произойдет консолидация государственной власти в руках «Права и Справедливости», в шагах президента можно будет ожидать большей динамики, самостоятельности и оригинальности. Если органы власти будут формироваться разными кругами, президент будет ограничен в своих действиях. Однако я не думаю, что он будет возвращаться к негативным образцам споров с правительством и «перетягиванию каната».

Чтобы говорить об улучшении отношений с Россией, предпосылок пока мало. Но, как мы помним, в недавней избирательной кампании кандидат Анджей Дуда не демонстрировал антироссийских фобий, а одновременно не акцентировал своих симпатий к Украине. Это дает хороший прогноз на будущее. Я думаю, новый президент и его ближайшее окружение найдут в себе достаточно смелости и решимости, чтобы пересмотреть позицию Польши в отношении соседей в духе прагматизма и реализма. Вступление в новую конфронтацию с Россией или Германией говорило бы, скорее, об отсутствии стратегии и бессмысленном авантюризме, а также о нежелании прислушиваться к общественному мнению, а его избранный президент обещал уважать.

— Сложно, однако, ожидать, что новый президент начнет с приглашения Путина на встречу и улучшения польско-российских отношений.

— Конечно, ожидать в польско-российских отношениях быстрых изменений к лучшему наивно. Ведь они выступают производной того, что Польша вписана в американскую стратегию, а она отводит нам роль буферного государства, засова, который отделяет Россию от Европы. Кроме того существует определенный исторический и геополитический фатализм. Польша и Россия много лет находятся в таких отношениях, что они практически не знают (за исключением периода своего рода заморозки, как в эпоху ПНР) других образцов контактов, кроме соперничества. Следует подчеркнуть, что у Польши нет своих интересов в играх крупных держав. Это сложно признать, но мы выступаем, скорее, пешкой на большой шахматной доске. Поэтому нам не следует ни легитимировать любые действия американцев, ни вживаться в роль «буферного государства» в конфликте между Западом и Россией, поскольку в случае войны мы вновь окажемся первой ее жертвой.

Обсуждение
Комментариев: 28
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
C
CPUx286
27 июля 2015, 15:28
Какие они гордые, эти плодожорки.... Нет, не наелись они ещё яблочек похоже)
p
pinklloyd
27 июля 2015, 15:29
Что поляки забыли в Москве?! Нет самостоятельной внешней политики, нет самостоятельной внутренней политики, с ними всё решается через Вашингтон, ну или на худой конец, через Брюссель... Зачем ездить в Москву? В Москве не знают что хочет Вашингтон?
v
val_zzzz
27 июля 2015, 15:32
"...Дуда сделал бы важный шаг в качестве государственного деятеля, если бы отказался от прежних обид ..." Это когда ж его и их обидели!? Позиционирование себя в качестве "обиженной" стороны при их отсутствии - это уже далеко не конструктив. А шляхетские забавы со своей Высокомерностью.
g
geit
27 июля 2015, 15:59
Полонофобия это что? Страх перед поляками? Болезнь это более 300 лет назад успешно побеждена самими поляками и рецидивов не было.
T
TU-2
27 июля 2015, 16:02
мнение эксперда здравое но ничего у них не выйдет. точнее выйдет всё ровно как всегда выходит у поляков по отношению к России. Да и ко всем остальным.
п
петроград
27 июля 2015, 16:12
ВРАЧ СКАЗАЛ В МОРГ значит в морг! этот анекдот идеально подходит к пшекии. З,Ы. " но я ещё живой! так мы ещё до морга не доехали"
i
inegeld
27 июля 2015, 16:16
Чтобы говорить об улучшении отношений с Россией, предпосылок пока мало. А яблоки?
N
Nocheinmal
27 июля 2015, 16:39
Молюсь, чтобы Дуда осчастливил Путина и таки пригласил его на встречу. А то ВВП уже с лица спал, переживает, что Польша его совсем забыла.
27 июля 2015, 16:43
Дуда должен предложить Путину встречу Зачем? Если Путину что-то понадобится от польщи - он встретится с Обамой ;)
27 июля 2015, 16:50
Польша вписана в американскую стратегию, а она отводит нам роль буферного государства, засова, который отделяет Россию от Европы. Американская стратегия отводит вам, поленья, роль... эээ... как бы, чтобы не забанили... в общем, сикорский ее правильно озвучил.
GB
Ghost Buster
27 июля 2015, 16:51
Как мы можем понять тех россиян, которые массово поддерживают путинскую политику? Никак, поскольку Польша принудительно вписана в безумную американскую стратегию, и любое отклонение от неё, как известно, заканчивается бомбёжками.
N9
N 99
27 июля 2015, 17:05
Адекватная статья, без "Великой Польши" и "агрессивных русских".
Б
Бeр
27 июля 2015, 18:53
Да, там население среднего возраста, к русским относится нормально. Только проамериканская русофобская элита и часть молодежи настроена русофобски. Вы же понимаете, кто воняет тот более заметен.
b
balex207
27 июля 2015, 17:33
Да. Злющий спит и видит, как президент Полякии милостливо протягивает ему руку ))) Поляки, аэродром род Смоленском ждёт очередной серпентарий ))
27 июля 2015, 17:38
Дуда должен предложить Путину встречу Гордый пшек нижайше попросил, уж если быть точнее. Теперь Дуда может даже посидеть и подождать. Может его Путин и примет между встречей Путина со стерхами и тиграми в рамках поддержки исчезающих видов животных.
b
bress
27 июля 2015, 17:39
Веры нет поляцам Кто с поляцами будет дело иметь, сам сгинет
злющий
27 июля 2015, 17:43
складывается впечатление, что европейские страны уже на низком старте для приезда в Москву с криками - мы первые, дружите только с нами, нам скидок и преференций побольше. Вот только бояться, что нергобосс в пыль превратит первого
аы
арворо ырпрорлпппплр
27 июля 2015, 18:09
Однако, здравствуйте Ура! В польской шизофрении местное просветление. Почуяв запах украинской мертвечины, оживилась \гиена Европы\ как метко назвал Польшу Черчиль. И дажже хочет дружить с Россией. \Свято место\ пусто не бывает.
t
textliner
27 июля 2015, 18:22
Польша как враг, лучше, чем как друг.
Ан
Американцы на Луне не были
27 июля 2015, 19:46
Одинаково.
M
MVT
27 июля 2015, 19:52
Вряд ли Польша тянет на врага - масштаб не тот. Перефразируем: "Польша как досадное недоразумение, лучше, чем как просто недоразумение" :) По-моему, такой страны как Польша просто нет. Есть американо-германо-брюссельская колония управляемая администрацией, набранной из местных аборигенов :) Польша, однако! :))))))))))))))
Synoptic
27 июля 2015, 18:27
Профессор Stanisław Bieleń производит впечатление адекватного человека
n
nigo2607
27 июля 2015, 20:09
Я думаю, Анджей Дуда сделал бы важный шаг в качестве государственного деятеля, если бы отказался от прежних обид и предложил Владимиру Путину устроить встречу Не понятно одно зачем нам нужна Польша? Наш экспорт к ним как правило это энергоносители которые они покупают несмотря на всю их русофобию, их товары весьма посредственны, польские технологии? Кто нибудь знает что это?. Транзит товаров из западной Европы и обратно они обеспечат, просто потому что это выгодно развитым западным странам. Вся история наших взаимоотношений веками сводится к двум позициям. Польша-это наш враг, либо Польша подчинена России. Других вариантов к сожалению не вижу.
D
DjulikoBanditto
27 июля 2015, 21:07
и предложил Владимиру Путину устроить встречу, хотя бы неофициальную, с глазу на глаз на какой-то нейтральной территории Можно в Крыму,в Ялте. Да только об чем глаголить? Разве что о величии Ржечи Посполитой..
n
neytomimii1
27 июля 2015, 21:56
Молодец поляк! Отлично сказал! Жалко таких мало в Польше! ..."Это сложно признать, но мы выступаем, скорее, пешкой на большой шахматной доске. Поэтому нам не следует ни легитимировать любые действия американцев, ни вживаться в роль �буферного государства� в конфликте между Западом и Россией, поскольку в случае войны мы вновь окажемся первой ее жертвой".
Г
Гориил
27 июля 2015, 22:13
Президенту Польши придётся очень постораться, чтобы его услышали в Москве.
p
pq17
27 июля 2015, 23:36
"считаться с фактами и существующими знаниями на тему смоленской" Неужели они до сих пор разрабатывают версию "умышленно подстроенного крушения", когда очевидна ошибка пилотов вкупе с и самонадеянностью и недисциплинрованностью "высоких" пассажиров?
р
р.Б.Леонид
27 июля 2015, 23:51
Гн. Дуда ? Вас вызовут, когда Вы понадобитесь.( и это не польская спесь, а подлинное состояние дел)
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем