В середине июля Мухаммад Юсуф Абдулазиз, 24-летний гражданин США ближневосточного происхождения, открыл огонь на двух военных объектах в Чаттануге, штат Теннесси, убив пятерых. Этот ужасное происшествие имело общенациональное значение, доказав верность предостережения покойного американского дипломата и стратега Джорджа Кеннана: политики США должны сдерживать свое стремление действовать за рубежом, особенно военными методами. Никогда не знаешь, когда будет ответный выстрел, предупреждал Кеннан, но он будет.
Кеннан опасался непредсказуемых последствий вторжения США в Афганистан в 2001 году, а два года спустя — в Ирак. Неслучайно многие из тех, с кем США воевали в Афганистане, включая самого Усаму бен Ладена, были связаны с моджахедами — партизанскими отрядами мусульманских бойцов, которых американские военные тренировали для сопротивления советской оккупации страны в 1979-1989 годах. Точно так же США вооружали Ирак Саддама Хусейна для войны с Ираном в 1980-х.
После террористических атак 11 сентября 2001 года американцы стали задаваться вопросом «Почему они нас ненавидят?». И хотя США больше не приходилось сталкиваться с новыми атаками на своей территории, администрация президента США Джорджа Буша-младшего за это время — фактически бесконтрольно — разрушила две мусульманские страны. Разрушения продолжились и после завершения срока Буша, на этот раз с помощью дронов, причем эта кампания нарастает.
Данная политика способствовала тому, что Афганистан оказался на грани краха, а у Исламского государства появилась возможность захватить более трети территории Ирака. Недовольство, возникшее в этих странах и во всем мусульманском мир, все сильнее чувствуется в Европе, а теперь оно проявилось и в США.
Официально американские следователи пока не выяснили мотивы рожденного в Кувейте Абдулазиза, который, по всей видимости, не входил ни в одну из террористических сетей. Однако есть много прецедентов, когда оказавшийся в изоляции, разочарованный молодой человек, выросший на Западе (а Абдулазиз учился в школе, а затем в колледже в Чаттануге), начинает искать цель, достойную борьбы, — он нашел ее в предполагаемом унижении ислама Америкой и Западом.
Конечно, как только появляется слово «ислам», западные СМИ начинают изображать таких «одиноких волков» агентами некоего огромного исламского заговора, а не глубоко уязвленными и отчаявшимся одиночками. Такая интерпретация позволяет упростить смысл его действий: винтик в террористической сети был вынужден совершить эту атаку, потому что ему промыли мозги. Но когда атаку совершает одиночка — более того, американский гражданин, — возникают серьезные вопросы к системе, в которой он или она (хотя почти всегда в таких случаях он) выросли.
По сообщениям прессы, Абдулазиз считал себя неудачником из-за неспособности соответствовать американским стандартам успеха, главным мерилом которого являются деньги. Видимо, он не был глубоко религиозен, тем не менее, якобы он считал идеалом, помогающим справится с неудачами, покойного Анвара аль-Авлаки — родившегося в США религиозного деятеля Аль-Каиды, который проповедовал атаки на «лицемерную» Америку.
Другой вопрос по поводу американской системы возникает в связи с отказом медицинской страховой компании Абдулазиза одобрить его участие в программе стационарного лечения алкоголиков и наркоманов. Это далеко не первый случай, когда США сталкиваются с массовыми убийствами, которые совершают люди, чьи психиатрические проблемы, в том числе наркозависимость, остаются без присмотра. Вызвано ли это системным сбоем? Или более фундаментально: противоречит ли это принципам Америки?
Вместо того, чтобы задуматься над этими вопросами, США продолжают заниматься преследованием исламского терроризма за рубежом. Кеннан увидел эту тенденцию еще десятилетия назад, предупредив, что близорукая политика дома и за рубежом поставила Америку в уязвимое положение. Он советовал США не купаться в лучах собственного превосходства, а учиться на ошибках врагов, в том числе России.
В 2000-х Кеннан сравнил «глобальную войну с террором», начатую администрацией Буша, с войной России против чеченских сепаратистов на Северном Кавказе. Когда в 1991 году распался Советский Союз, Борис Ельцин, первый президент Российской Федерации, пообещал ее субъектам «столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Чеченцы, столетиями стремившиеся добиться независимости от России, воспользовались его обещанием как шансом на самоопределение. Однако Ельцин, не желая после распада СССР терять еще больше территорий, нарушил свое обещание.
В 1993 году началась первая чеченская война. Россия смогла разгромить сепаратистов и сохранить контроль над Чечней. Но это была пиррова победа, поскольку она подтолкнула многих разочарованных и разозленных чеченцев к религиозному фундаментализму.
В результате, когда началась вторая чеченская война в 1999 году, борьба велась уже не просто за независимость Чечни от России, это была битва за ислам, развязанная против христиан по всему миру. При преемнике Ельцина — Владимире Путине — Россия вновь разгромила сепаратистов, восстановив федеральный контроль над этой территорией. Пятнадцать лет спустя чеченские экстремисты воюют за Исламское государство.
Можно поспорить с правомерностью сравнения американского желания экспортировать демократию в оружейных стволах с имперскими предсмертными судорогами России при Ельцине и Путине. Но нравится нам это или нет, между ними есть сильное сходство: обе страны воспринимаются как угнетатели мусульман.
Именно Кеннан первым привлек мое внимание к этому сходству, когда в частном разговоре по поводу 9/11 заметил, что для многих мусульман Россия и Запад становятся неразличимы. Они воспринимаются как светские государства, антагонистичные исламу.
Кеннан предупреждал: как первая чеченская война вскормила народное и личное возмущение, так и войны Америки в Афганистане и Ираке будут лишь подпитывать чувства ненависти и разочарования, которые со временем выстрелят по США. «Невозможность соответствовать системе заставляет людей атаковать систему, — говорил он. — Это весьма неразумно бомбить народы ради свободы».