Бразилия переживает три кризиса: политический, экономический и этический. Драматизм момента заключается в том, что они происходят одновременно и подпитывают друг друга. Во время правления харизматичного Лулы да Силвы, когда страна, находившаяся в состоянии эйфории от продления кредита и появлением 30-миллионного среднего класса, который стал активно покупать, все казалось проще. Но проблемы уже назревали. И после прихода к власти Дилмы Русеф те политические партии, которые ранее поддерживали правительство в обмен на хорошую жизнь, прекратили это делать. Президент утратила доверие народа, ее рейтинг снизился до 9%, а следователи, воодушевляемые протестующими демонстрантами, ведут расследование коррупционного скандала в нефтяной компании Petrobras, жемчужине бразильской промышленности, в который оказались вовлечены также руководители ведущих предприятий страны и десятки политиков.
Совпадение всех трех кризисов во времени поставило под сомнение модель государственного управления последнего десятилетия. В Бразилии высокий уровень инфляции, растет безработица, очень высокие процентные ставки, государственный долг увеличился, а ВВП уменьшился. Страна стала беднее, нарастает протестное движение, все громче заявляет о себе оппозиция, которая ранее находилась в тени подконтрольных Луле СМИ. Да и самого Лулу подозревают в использовании служебного положения в личных целях. Бразилия начинает обсуждать целесообразность коалиционного принципа руководства страной. Маловероятно, что те, кто требуют ухода Русеф с поста президента из-за подозрений в финансировании своей кампании деньгами с коррупционной историей, добьются импичмента, но напряженность высокая, и она может вызвать изменения в политических альянсах.
В ближайшие месяцы — не будем забывать о приближающихся Играх в Рио-де-Жанейро — станет ясно, способствуют ли политические и экономические реформы Дилмы Русеф расследованию коррупционных скандалов, чтобы эта крупнейшая региональная держава вновь встала на путь экономического роста. Наступает время ответственности — как для правительства, так и для оппозиции.