США ввели новые санкции по отношению к России после того, как в Совете Безопасности ООН Москва наложила вето на проект резолюции о создании международного трибунала по расследованию катастрофы «Боинга» MH17 на востоке Украины.
Под секторальные санкции попадают структуры российского нефтяного гиганта — Роснефти и Внешэкономбанка, в частности, Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций, банк «Глобэкс», Проминвестбанк, ВЭБ Азия Лимитед, ВЭБ Капитал, ВЭБ Инжиниринг, ВЭБ Лизинг, Ванкорнефть, Юганснефтегаз, Роснефть Финанс, Роснефть Трейд Лимитед, Роснефть Трейдинг. В санкционном списке США оказались также «Концерн Ижмаш», холдинг МАКО, SET Petrochemicals, Southeast Trading, Southeast Trading OY, коммерческие порты Евпатории, Феодосии, Керчи, Севастополя, Ялты, а также Керченская паромная переправа.
«Сегодняшнее решение подчеркивает нашу решимость оказывать давление на Россию за ее нарушение международного права и усугубление конфликта на востоке Украины», — заявил исполняющий обязанности директора управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США Джон Смит. Перезагрузку (несколько лет назад Белый дом объявил о политике «reset» — перезагрузки с целью наладить отношения между США и Россией — прим. авт.) отношений между двумя странами разрушил именно российский президент, а не президент США, на днях в интервью «Радио Свобода» заявил бывший посол (2012-2015 гг.) Соединенных Штатов Америки в России Майкл Макфол. По его словам, сегодня российско-американские отношения находятся в наихудшем состоянии после развала СССР, бывший посол не видит выхода из создавшегося кризиса на многие годы вперед. «Для улучшения двусторонних отношений Россия должна прекратить содействие украинским сепаратистам и покинуть Крым».
Чем отвечает Москва на шаги Запада, которые явно толкают Россию в пропасть? Создается впечатление, что сегодня Россией правят люди, потерявшие связь с реальностью. Россия подала заявку в ООН, в которой требует на 1,2 млн. квадратных километров расширить континентальный шельф в Арктике, признав территорию российской. Российские ученые представили множество научных данных, которые обосновывают требования Москвы о том, что «эти территории являются естественным продолжением окраины материка России».
В России в последние дни происходят довольно интересные процессы. Например, уничтожается первая партия санкционных продуктов из ЕС. Указ об уничтожении запрещенных продуктов подписал президент Владимир Путин. В Самаре уже сожгли более 100 тонн свинины, которая, как считает Россельхознадзор, была импортирована по фальшивым документам. Решение об уничтожении продуктов из санкционного списка уже привело к тому, что резко сократились объемы импорта продуктов из ЕС обходными путями. На вопрос, может ли решение измениться на основе общественного требования, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ответил: «Не могу ответить на данный вопрос. Указ президента об уничтожении санкционных продуктов обязателен к исполнению». Тогда как указ президента РФ в стране вызвал огромный резонанс. Под петицией с требованием отменить указ об уничтожении санкционных продуктов и предложением передавать ее нуждающимся гражданам страны, в частности ветеранам, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и пострадавшим в результате стихийных бедствий значится уже более 100 тысяч подписей.
Еще один ошеломляющий ответ России Западу. Министерство промышленности и торговли России предложило расширить список иностранных медицинских изделий, которые подпадают под ограничения при госзакупках. В него, в частности вошли презервативы, медицинская одежда, антисептики, некоторые виды томографов, электрокардиографы, иглы, шприцы, пинцеты и боры, слуховые аппараты, глюкометры, детская ортопедическая обувь. Запрет не распространяется на страны Таможенного союза. Бывший главный санитарный врач РФ, помощник премьер-министра, небезызвестный Геннадий Онищенко заверил российскую общественность, что «отказ от покупки резинотехнических изделий (презервативов) никакого отношения к здоровью не имеет, это просто заставит общественность быть более дисциплинированной, более строгой и разборчивой в выборе партнеров, а, может быть, окажет какую-то услугу в плане решения демографических проблем». И подобное заявление делается в стране, где число ВИЧ-инфицированных больше, чем во всех странах ЕС вместе взятых, да еще и плюс число алкоголиков и наркозависимых.
Трудно сказать, в чем причина неадекватных ситуации шагов, может, безысходность? Тогда как ситуация в РФ на самом деле взрывоопасна, зафиксирован рекордный обвал рубля: курс доллара достиг отметки 64,31 рублей, евро -70,05. Президент российской компании «Роснефть» Игорь Сечин направил письмо президенту России Владимиру Путину, предупредив, что в 2017-ом году в России ожидается дефицит бензина. Сентябрьские фьючерсы на нефть Brent на Московской бирже снизились до 49,57 доллара за баррель. А цена фьючерса на нефть WTI на сентябрь на электронных торгах Московской биржи достигла 46,73 доллара за баррель.
Москва пытается показать миру, что ЕАЭС занят серьезными торгово-экономическими проектами. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что будущее России, как крупнейшей евразийской державы, две трети территории которой находится в Азии, неразрывно связано с другими странами региона. ЕАЭС заключил соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. А президент Казахстана подписал закон, согласно которому Киргизия присоединяется к Евразийскому экономическому союзу. Казахстан — последняя страна, ратифицировавшая присоединение Киргизии к ЕАЭС. Но как Россия, которая финансово и экономически изнашивается, поставит на ноги ЕАЭС? Об этом никто не говорит.
Какое будущее у правления Путина, как долго он будет у власти? Многие согласятся, что вопросы звучат преждевременно. Но нельзя исключать, что власти Путина может угрожать серьезная опасность. Обострение отношений с Западом привело к снижению объема иностранных инвестиций, сотни банков стоят на грани коллапса. Серьезных акций протеста, конечно, в РФ не произошло, рейтинг Путина по-прежнему высок, а подавляющее большинство россиян считает, что оборонная сфера приоритетнее, чем экономическое развитие страны. Но может ли подобная ситуация долго сохраняться?