Бывший лидер литовских коммунистов, первый президент восстановившей свою независимость Литвы Альгирдас-Миколас Бразаускас на специальной выставке оказался на одной доске с руководителями КГБ и сотрудниками НКВД, которые организовывали ссылки.
В Особом архиве Литвы по случаю Международного дня архивов была открыта выставка. На специальном стенде изображены руководители Компартии Литвы, представители МВД ЛССР и главы КГБ ЛССР. На самом верху стенда — фотография Бразаускаса.
«Это не доска позора, это исторические факты, интерпретировать их можно по-разному, но этого из прошлого не вычеркнешь: Бразаускас был избран первым секретарем Компартии Литвы, затем эта партия отсоединилась от Компартии СССР», — сказал Delfi директор архива Овидиюс Леверис. По его словам, цель выставки — показать обществу, какие документы и о ком хранятся в архиве. Архив хранит документы КГБ, МВД и Компартии. По словам Левериса, в советское время КГБ был вооруженным оружием СССР. Между тем, МВД, который раньше назывался НКВД, в зависимости от периода, выполнял разные функции.
В свое время это министерство осуществляло ссылки: такие дела также хранятся в Особом архиве. В конце июня исполнилось 5 лет со дня смерти Бразаускаса. На церемонии его бывший соратник Чесловас Юршенас сказал, что 5 лет позволяют отмести все мелочи и тени, якобы сейчас мы можем спокойно и достойно взглянуть на то, что Бразаускас сделал для Литвы за несколько десятилетий. По словам Юршенаса, Бразаускас всегда был с народом и знал, что больше и лучше можно сделать для страны и народа. И все же снимок Бразаускаса рядом с главами КГБ и НКВД наводят на размышления: был ли он с этим связан?
Историк: это большая и сложная проблема
Можно ли связывать Бразаускаса с КГБ и НКВД, Delfi спросил у доктора гуманитарных наук, старшего научного сотрудника Исторического института Саулюса Грибкаускаса. Историк напомнил, что Саюдис выдвигал Бразаускаса на должность первого секретаря ЦК ЛКП. До этого, с 1977 г., он был секретарем ЦК ЛКП по промышленности и строительству. «Это коллегиальный орган, первый секретарь всем заправлял, второй — «генерал-губернатор», которого присылала Москва — обладал большим влиянием, рядовые секретари тоже были участниками круглого стола, но напрямую связывать КГБ с Бразаускасом... Это большая, сложная проблема», — сказал Грибкаускас.
Были попытки историков показать связь между ЛКП и КГБ. По словам Грибкаускаса, эти связи были — в КГБ был промышленный отдел, значит сотрудники КГБ неизбежно должны были поддерживать какую-то связь с Бразаускасом. И все же, по его словам, найти эту связь непросто. «Формально все так, но тогда еще была советская Литвы, Бразаускас в конце 1988 г. был избран первым секретарем. Поскольку ЦК ЛКП, особенно первые и вторые секретари, имели связь с КГБ, отсюда поступала вся информация, формально это и показали. Однако надо иметь в виду, что уже в то время проходила трансформация, был период возрождения, дороги КГБ и ЛК все чаще расходились, была конфронтация», — сказал историк.
«Бразаускас — наверное, единственный в СССР партийный секретарь такого уровня, который сделал карьеру не по партийной линии. Бразаускас уникален тем, что он единственный пришел в Планового комитета ЛССР: до этого он не был не партийным секретарем района, ни инструктором ЦК, другие пришли по линии комсомола и по партийной линии», — сказал историк. По его словам, Бразаускас был членом политической и номенклатурной элиты, однако вряд ли можно ставить его в один ряд с другими и однозначно показывать его как человека, связанного с репрессиями КГБ.