Готовясь к возможному конфликту друг с другом, Россия и НАТО проводят все более масштабные военные учения, однако эти военные игры сами по себе делают столкновение более вероятным, полагают эксперты.
Аналитический центр «Сеть европейских лидеров» (European Leadership Network) призывает обе стороны больше обмениваться информацией и проследить, чтобы деятельность их вооруженных сил стала прозрачнее. Он также считает нужным уменьшить размах учений и начать работы над новым договором, ограничивающим типы вооружений, которые можно размещать у границ.
«Каждый раз другая сторона воспринимает учения как вызов, что усиливает недоверие и порождает нестабильность, — отмечает директор СЕЛ Иэн Кернс (Ian Kearns). — Все говорят о крупных учениях, как о факторе сдерживания, однако у них есть и обратная сторона — одновременно, они выступают как фактор риска. Политикам стоит проявить мудрость и сдержанность и понять, что, возможно, настало время перестать наращивать масштаб учений».
Доклад СЕЛ озаглавлен «Готовясь к худшему: увеличивают ли военные учения России и НАТО вероятность войны в Европе?» (Preparing for the worst: are Russian and Nato military exercises making war in Europe more likely?). В нем рассматривается пара последних военных игр: «внезапные учения», проведенные Россией в марте с участием 80 тысяч военнослужащих с баз по всей стране, и серия сухопутных, морских и воздушных учений НАТО «Щит альянса», прошедшая в июне. В «Щите альянса» участвовали 15 тысяч военных из 22 стран.
«И те, и другие учения показывают, что каждая из сторон ориентируется на потенциал и наиболее вероятные планы другой стороны, — говорится в докладе. — Официально может утверждаться, что речь идет о противостоянии гипотетическому противнику, однако размах учений и их сценарии говорят о другом: Россия готовится к конфликту с НАТО, а НАТО готовится к возможной конфронтации с Россией».
Российские учения начались на дальнем севере и распространились по всей территории страны, имитируя стремительную эскалацию конфликта. В уязвимые окраинные регионы — такие, как Кольский полуостров, арктические острова, Калининградская область, Крым и лежащий в северной части Тихого океана остров Сахалин, — были переброшены дополнительные силы. В учениях были задействованы огромное количество бойцов элитных частей и призывников, 12 тысяч единиц тяжелой техники, 65 военных кораблей, 15 подлодок и 220 единиц авиации.
«Щит альянса» состоял из морских учений на Балтике, фокусировавшихся на десантных операциях в Швеции и в Польше, учений в Польше и Прибалтике с участием танков и авиации и первого развертывания объединенной оперативной группировки. Эта группировка была создана специально, чтобы развеять опасения прибалтийских стран, боящихся возможного российского проникновения на их территорию и использования Россией иррегулярных сил (как в Крыму и на Восточной Украине).
И в ходе российских учений, и в ходе учений НАТО другая сторона неоднократно приближалась к участникам, чтобы оценить их потенциал и возможности их техники. Доклад СЕЛ отдельно подчеркивает, что российское нежелание уведомлять об учениях дополнительно увеличивает риск непреднамеренных столкновений и повышает общий уровень напряженности.
«Исключительно важно расширить обмен информацией о расписании учений между НАТО и Россией», — отмечает СЕЛ, добавляя, что сторонам следует использовать Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе для передачи сведений о предстоящих военных играх. Кроме того доклад призывает стороны подумать о целесообразности интенсивных учений в пограничных областях и проявить сдержанность в вопросах масштаба.
В конце доклада аналитический центр, объединяющий экс-министров обороны и прочих бывших высокопоставленных чиновников из европейских стран и России, рекомендует начать работу над «новым договором, который будет предусматривать территориальные ограничения на развертывание определенных категорий вооружений, а также полноценный режим инспекций».