Эскалация ситуации на востоке Украины и предсказываемое председателем Госдумы РФ Сергеем Нарышкиным осеннее обострение во всем мире готовят общественную почву к тому, что избежать возобновления крупномасштабных боевых действий в Донбассе все-таки не удастся. Предчувствие грядущей войны формирует стиль поведения руководства и Украины, и России, и ЛНР-ДНР. В начало третьей мировой войны, конечно же, никто не верит. Хотя Москва устами Нарышкина, похоже, пытается намекнуть именно на такое развитие событий.
Ни войны, ни мира
Ситуация на востоке Украины, похоже, зашла в тупик. С одной стороны, де-юре еще существуют минские договоренности, согласно которым самопровозглашенные «республики» и официальный Киев взяли на себя обязательства по мирному урегулированию. С другой стороны, эти соглашения никогда не соблюдались. Мирный план так и не был воплощен. Война продолжается, гибнут люди.
В сентябре Верховная рада должна внести в Конституцию страны изменения, которые предусматривают децентрализацию власти, в том числе в Донбассе. Это, напомню, было одним из основных требований Запада к Киеву. В свою очередь Порошенко и его команда ожидают от самопровозглашенных ЛНР и ДНР, а точнее — от Владимира Путина, прекращения огня, закрытия украинско-российской границы и проведения на подконтрольных боевикам территориях выборов в местные советы. Нынешнее обострение в Донбассе, похоже, и нацелено на то, чтобы сорвать реализацию всех этих договоренностей.
Главную скрипку на Донбассе по-прежнему играет Россия и лично Владимир Путин. Да, хозяин Кремля каждый раз подчеркивает: война в Луганской и Донецкой областях — исключительно внутреннее дело Украины. Но в искренность этих слов, похоже, уже никто не верит: ни Совбез ООН, ни эксперты, расследующие обстоятельства крушения малайзийского «Боинга», ни лидеры стран ЕС и США.
Кому невыгоден мир в Донбассе
На сегодняшний день существуют три большие группы, заинтересованные в продолжении войны. Первая — руководство российского государства, вторая — лидеры самопровозглашенных ЛНР-ДНР и боевики, которым война дала возможность почувствовать себя высшим сословием псевдореспублик, третья — представители украинской стороны, для которых противостояние — возможность заработать на контрабанде, контроле за перемещением товаров и людей.
Война на востоке Украины была и остается очень важным рычагом влияния Москвы на Киев. Во-первых, военный конфликт, даже замороженный, тормозит движение Украины в НАТО и ЕС. Во-вторых, для Путина Донбасс — предмет для торга с США и Европой. Игра Владимира Владимировича на востоке и юге Украины уже давно перешла все мыслимые и немыслимые границы. Российский президент пошел ва-банк. Легко выйти из военного конфликта в Донбассе ему уже не удастся. Вот он и пытается выжать из ситуации максимум выгоды.
С представителями ДНР и ЛНР, а также украинскими «бизнесменами», для которых война стала хорошим поводом для личного обогащения, Порошенко и Путин могли бы покончить очень быстро — если они захотят этого. Война требует дополнительных финансовых ресурсов, а мир — политической воли руководителей двух государств.
Третья мировая?
Ожидание начала новых боевых действий на Донбассе порождает массу домыслов. Главный вопрос, который, возможно, звучит чересчур пессимистично: сможет ли военный конфликт на востоке Украины перерасти в третью мировую войну?
Военные эксперты в Киеве утверждают, что Россия еще не применяла против Украины весь свой военный арсенал. Мол, если конфликт на Донбассе превратится в широкомасштабные действия между двумя странами, украинской армии придется несладко. На то, что это может произойти, намекает и председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин. И это противостояние, уверен он, коснется всего мира.
Можно по-разному воспринимать Нарышкина, который проводит параллели между событиями накануне Первой и Второй мировыми войнами и нынешней ситуацией в мире. Председателя Госдумы можно считать слабой политической фигурой в российской политике или же воспринимать как безумца.
Но очевидно одно: Нарышкин обнародовал не свой личный прогноз на текущую осень. Это — взгляд Кремля на развитие ситуации в мире. Цель — намекнуть США и ЕС: с Москвой надо договариваться, иначе третьей мировой попросту не избежать.
Непредсказуемость российского руководства пугает. Ее уже смогли прочувствовать на себе практически все соседи. Как далеко Кремль готов пойти на этот раз, сегодня точно не может сказать никто.