Находясь на вершине своей почти 40-летней истории, внедорожник Lada Niva получает спецверсию. Под названием Lada 4×4 Elbrus Edition.
В этой модификации «Нива» сможет похвастаться 16-дюймовыми литыми дисками колес, новой обивкой сидений и окраской в три специальных цвета: оливковый, черный и металлик под цвет пламени, который, по словам производителей, является красным, но скорее напоминает оранжевый. И, как в любой уважающей себя спецверсии, на боковинах появятся «татуировки» с названием.
Возникновение специальной версии также знаменует собой окончание экспедиции на борту нескольких внедорожников Lada 4×4 на Эльбрус, самую высокую гору в Европе.
Это отнюдь не первое восхождение российского джипа. Ведь «Нива» уже принимала участие в «Ралли Париж-Дакар», достигла высоты в 5200 метров на Эвересте и покорила Северный и Южный полюсы.
Появление «Нивы» в Бразилии
Когда в 1990 году президент Фернанду Колор (Fernando Collor) вновь открыл границы Бразилии для импортных автомобилей, одна из первых прибывших моделей вызвала немалое удивление: это была советская Lada Niva.
С 70-х годов не претерпевший визуальных изменений, стиль «Нивы» напоминал смесь Variant´а с Fiat 147 — в чем отчасти заключалась ирония, поскольку сам Колор в оправдание импортного вторжения называл бразильские автомобили «телегами».
В концептуальном плане, «Нива» в достаточной степени отличалась от известной нам модели 4×4. Это был первый внедорожник с несущим кузовом вместо рамы, отделенной от кузова. У нее также была независимая передняя подвеска. С точки зрения комфорта, легкости и простоты вождения она была намного ближе к легковой машине, чем к Jeep Willys или Toyota Bandeirante.
Передние спиральные пружины, дисковые тормоза и постоянный полный привод числились среди прочих характеристик «Нивы», в то время редко встречавшихся у обычных джипов.
Проблемы? Да, были… Начать с той же душной кабины, неудобных сидений и высокого уровня потребления топлива. Но самым большим неудобством стала сеть автосервисов «Лада» в Бразилии. Дилеры в большинстве своем оказались неподготовленными. Они были набраны в спешке и без особого контроля.
«Тропикализация» автомобилей также проходила не самым лучшим образом — и трудности возникали при выполнении самых простых задач, как на автозаправках, так и в случае с карбюратором, который разъедал наш бензин, смешанный с этанолом (советские производители этого не учли…).
Да и конечная инстанция по контролю качества Lada (или АвтоВАЗ) в Тольятти была явно не на высоте. Так, самим владельцам «Нив» приходилось «завершать» заводской сервис, меняя неисправные детали, в то время как автомобиль был на гарантии.
После того, как все наконец начинало функционировать должным образом, джип показывал всю свою мощь на здешних дорогах — в большинстве своем намного более легко проходимых, чем в Сибири. До сегодняшнего дня, 18 лет спустя после того, как «Лада» покинула Бразилию, у «Нивы» по-прежнему бесчисленное множество поклонников и хорошая репутация.
Зарождение
Идея создать внедорожник, не похожий на остальные, родилась в 1971 году. Он стал первым проектом автомобиля, находящимся полностью в ведении АвтоВАЗа — который до тех пор производил только советские версии Fiat 124 (которые в Бразилии продавались под именем Lada Laika).
На разработку новой модели, получившей название ВАЗ-2121, ушло пять лет. Замысел создать «цивилизованный 4×4» для своего времени был весьма оригинален. Многое «Нива» унаследовала от советского опытного джипа ИЖ-14 (1972), который не был запущен в серийное производство. И дизайнеры АвтоВАЗа могли свободно совершенствовать детали механики.
Ведущими конструкторами новой модели были инженеры Владимир Соловьев и Петр Прусов, которые в итоге окрестили свое детище весьма необычным способом. У Прусова было две дочери: Наташа и Ирина, а у Соловьева два сына: Вадим и Андрей. Из акронима первых букв этих имен и возникла «Нива».
Джип появился в продаже в 1977 году, и совсем скоро стало ясно, что этот внедорожник значительно отличается от уже существовавших. Через год после выхода «Нивы» ее продажи за рубежом превышали продажи в самом Советском Союзе. В 1979 году модель была признана одним из трех лучших автомобилей в мире (и заметьте, что в жюри не было советских журналистов…). Единственная «Лада», продаваемая в Японии, «Нива» была тщательно разобрана Сузуки во время проектирования первой «Витары» (1988). И японские инженеры без всякого стеснения признавались в том, каков был источник этого вдохновения, во время своего визита на фабрику Лада/ АвтоВАЗ в Тольятти назвав Прусова «соавтором “Витары”»…
В середине 90-х годов General Motors и АвтоВАЗ создали совместное предприятие, а название Chevolet Niva стало использоваться для модели более современного вида.
Тем не менее оригинальная «Нива» продолжает выпускаться в серийном производстве и до сих пор сохраняет основной стиль 70-х годов, претерпев изменения только в механике (с установкой дизельного двигателя 1,7 в качестве альтернативы бензиновому 1,6-литровому (автор статьи ошибся, у машины один двигатель, бензиновый 1,7 — прим. ред.)). Чтобы не создавать путаницы со своим младшим братом, модель, запущенная в 1977 году, в настоящее время продается под названием Lada 4×4.