Лето у нас в Латвии спокойное. Пережитый в прошлом году экзистенциалистский страх, который нагнала агрессия России против Украины, утих. На Донбассе котел войны пока поставлен на медленный огонь, и с каждым днем он отдаляется от центра нашего внимания. Мы привыкли к участившимся полетам российской авиации у границ нашего воздушного пространства.
Те, кто не может жить без постоянного чувства тревоги, сейчас препарируют свою ежедневную порцию ужаса и возмущения из 250 беженцев, громко кричат о названии столовой в здании библиотеки и демонстрируют непреклонную твердость, охраняя сломанное древко флага. Подавляющее большинство населения просто радуется, что, наконец, наступило жаркое, ласковое лето. Однако мир обманчив, потому что время работает не на хозяина Кремля Путина.
После нескольких месяцев относительной стабильности цены на нефть снова падают и уже опустились ниже 50 долларов за баррель. С газом не лучше. Важнейший рынок Газпрома — Европа — в первом квартале 2015 года купила газа на 16% меньше и заплатила за него на 24% дешевле, чем в 2013 году. Министерство экономики России прогнозирует, что объем производимого энергетическим гигантом газа в нынешнем году будет самым низким с момента развала Советского Союза. Все это нанесет новый удар по российскому госбюджету, примерно половину доходов которого обеспечивают нефть и газ.
Сокращение расходов в России уже началось — две недели назад Путин подписал указ, в результате которого из МВД будет уволено 100 тысяч сотрудников. За этим указом последуют другие, потому что перспективы для доходов госбюджета не позитивные. В США по-прежнему выгодно качать сланцевый газ, ОПЕК не может договориться об ограничении добычи нефти, в Китае наблюдается стагнация спроса, а соглашение с Ираном об ограничении его ядерной программы обещает в не очень отдаленном будущем сделать запасы этой нефтяной сверхдержавы снова доступными на мировых рынках. Похоже, эпоха низких цен на нефть закончится не скоро.
За нефтью следует рубль. За последние три месяца он потерял более 20% стоимости, это самый плохой показатель из значимых валют мира за соответствующий период. Кремль может устроить шоу с публичным сожжением западного продовольствия, которое завезено в страну в обход санкций, но сильнее запах гари от кошельков россиян. Цены в первой половине этого года на 15% выше, чем год назад, и падение курса рубля будет означать усиление инфляции.
Первые шесть месяцев этого года и без того принесли российской экономике ускорение спада. В первом квартале ВВП был на 2,2% меньше, чем в предыдущем году, но, как стало известно на этой неделе, во втором квартале зафиксирован спад ВВП на 4,6%, что еще хуже, чем прогнозировали аналитики. Это самый резкий спад после мирового финансового кризиса 2009 года, и достижения России слабее, чем у таких пострадавших от санкций и некомпетентности государств, как Иран и Венесуэла «Это, безусловно, самый серьезный кризис для России, даже в сравнении с 1998 и 2008 годом, и самое худшее еще впереди», — сказала Financial Times руководитель московского бюро консалтинговой компании McKinsey Ирен Швакман.
Что с того, что «Крым наш», если нет денег и работы? Впервые за время правления Путина уровень жизни россиян существенно снизился, и было бы довольно легкомысленно думать, что высокие рейтинги могут ослабить реально растущую социальную напряженность.
Для Путина было бы логичным возобновить активные военные действия на Украине, чтобы снова разжечь русский национализм и при помощи этого отвлечь внимание людей от экономических трудностей. Но ожидаемого многими нападения на Мариуполь у Азовского моря для сих пор не произошло, хотя российские силы в Донбассе с весны серьезно укреплены. Явная агрессия будет означать усиление санкций со стороны Запада, что только усугубит экономические проблемы.
Идеальный сценарий для Путина сейчас — спровоцировать нападение вооруженных сил Украины на «сепаратистов», что даст возможность отпраздновать еще одну «славную победу», а также, что намного важнее, обеспечит всем друзьям и наймитам Кремля на Западе не только прикрытие для прекращения поддержки Киева, но и для отказа от продления санкций против России в конце года. Такая тактика очень успешно была разыграна в отношении Грузии в 2008 году, когда многие на Западе обвиняли в начале войны не Путина, а президента Грузии, «сумасбродного Мишу» Саакашвили.
В последнее время растет интенсивность столкновений на Донбасском фронте. Боевики (запрещенного в России — прим. ред.) праворадикального «Правого сектора» все громче упрекают президента Украины в бездействии и в уступках России. Может быть, Путину удастся заманить Порошенко в тот же капкан, в который попал Саакашвили? Хочется надеяться, что Киев сумеет устоять перед такими провокациями, но это означает лишь то, что Путин будет искать другие пути для решения своих проблем.
Хорошо, что деньги у Кремля идут на убыль, но мир это не гарантирует.