Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что говорит открытие американского посольства в Гаване о

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Открытие посольства в Гаване следует рассматривать в более широкой перспективе, чем отношения Кубы и США. Постепенная изоляция США за последние годы в западном полушарии в результате появления новых игроков и динамики, которые меняют соотношение сил на американском континенте, отчасти является следствием политического пассива страны с латиноамериканским регионом.

14 августа госсекретарь США Джон Керри отправляется в Гавану, чтобы поднять флаг в посольстве страны. Это мероприятие символизирует официальное восстановление дипломатических связей двух государств, соглашение о котором было подписано 20 июля.

Точечные инициативы Барака Обамы становятся новыми шагами на пути нормализации отношений с помощью снятия стоящих ограничений. Это касается ослабления эмбарго в целом ряде областей: гражданской авиации, морском транспорте, телекоммуникациях, здравоохранении, передвижении людей, увеличения квот на депозиты и т.д. Кроме того, нынешние структурные преобразования на Кубе (например, порт Мариэль) могут заложить основу для формирования торгового и туристического центра в карибском регионе. Остров уже сейчас притягивает к себе предпринимателей, а американские предприятия подталкивают правительство к большей открытости в рамках процесса глобализации, то есть развитию торгового обмена.

Как бы то ни было, окончательное снятие эмбарго не входит в число приоритетных задач исполнительной власти, а главные полномочия в вопросе принадлежат Конгрессу со вступления в силу закона Хелмса-Бертона в 1996 году, когда эмбарго было закреплено в законодательстве. Всего существует четыре утвержденных положения, которые серьезно ограничивают инициативу президента США:

  • Запрет для расположенных в третьих странах американских дочерних компаний вести торговлю с Кубой: закон Торричелли 1992 года.

 

  • Запрет на любые операции с бывшими американскими предприятиями и объектами собственности, которые были национализированы Кубой: закон Хелмса-Бертона 1996 года.

 

  • Запрет для американских граждан ездить на Кубу в туристических целях.

 

  • Обязательство по предоплате наличными во всех закупках сельскохозяйственной продукции у американских предприятий.


Кроме того, 25 июня в Конгрессе был представлен законопроект, призванный помешать назначению посла путем ограничения финансирования американского посольства в Гаване. Пока что временно исполняющим обязанности представителя был назначен глава секции интересов США Джеффри Де Лорентис: сейчас он дожидается аккредитации посла. Иначе говоря, политика сближения с Кубой испытывает серьезное политическое сопротивление со стороны большинства конгрессменов (в том числе и кубинского происхождения вроде Теда Круза, Марко Рубио, Роберта Менендеса и Илеаны Рос-Лейтинен) и организаций вроде U.S.-Cuba Democracy PAC: все это — важная и крайне активная составляющая лобби, которое стремится подорвать сформированные администрацией Обамы механизмы сближения.

Смена курса

Хотя отношения правительства, Конгресса и лобби играют решающую роль в развитии кубинского вопроса, открытие посольства в Гаване следует рассматривать в более широкой перспективе, чем отношения Кубы и США. Постепенная изоляция США за последние годы в западном полушарии в результате появления новых игроков и динамики, которые меняют соотношение сил на американском континенте, отчасти является следствием политического пассива страны с латиноамериканским регионом.

С конца 1990-х годов на политической карте Латинской Америки наблюдаются серьезные перемены. После эпохи господства неолиберализма в регионе навеянные вашингтонским консенсусом политические и экономические проекты погрузились в кризис и начали уступать под напором прогрессистских правительств, которые критически отзывались о принятых в тот момент теориях. Одним из самых показательных примеров этого процесса стала растущая солидарность латиноамериканских государств по поводу требований Кубы.

Однако ценность латиноамериканского региона для США объясняется вовсе не его внутренними проблемами (управление, неравенство, развитие...). Их главным стратегическим императивом всегда было сохранение географических и экономических связей, а также стремление не дать внешней державе воспользоваться регионом в собственных интересах (это могло бы помешать осуществлению проектов Вашингтона в остальном мире).

Нависшее над островом с 1962 года эмбарго рассматривалось именно в такой перспективе и с точки зрения политики сдерживания. Тем не менее в XXI веке в условиях изменения соотношения сил изоляция Кубы вредит политике торгового присутствия и влияния США в латиноамериканском регионе, а также способствует сближению местных государств с другими центрами силы.

Расширение присутствия внешних держав (например, Китая) путем развития торговли, прямых иностранных инвестиций, совместных предприятий и масштабных капиталовложений меняет физическую инфраструктуру Латинской Америки, закладывая основу для мощного политического рычага.

Если раньше у США имелась глобальная стратегия в регионе, сегодня для исправления ситуации они меняют масштабы своей стратегической логики и развивают двусторонние отношения. Тем самым они стремятся укрепить свое влияние в среде, которую отличает сильнейшая фрагментация. Возможно, экономическое и торговое объединение континента по-прежнему остается проектом США, и что в рамках новой стратегии Куба может сыграть ключевую роль в «разблокировке» региона.