Серия засекреченных летних штабных учений породила опасения в Министерстве обороны США относительно того, что их войска могут оказаться неготовыми к длительной военной кампании против России, как заявили два сотрудника Пентагона в беседе с изданием The Daily Beast.
По словам этих чиновников, многие в армии считают, что после 15 лет контртеррористических военных действий сухопутные войска плохо подготовлены в плане логистики и численности к возможному наступлению России на союзников НАТО.
Среди проблем, обнаруженных в ходе военных учений, можно назвать недостаточное обеспечение вооруженных сил высокоточными управляемыми боеприпасами, а также сложности в поддержании многочисленного военного контингента.
«Смогли бы мы победить русских сегодня [в длительном военном конфликте]? Безусловно, но для этого потребовалось бы все, что у нас есть, — заявил один сотрудник Министерства обороны США. — Иными словами, мы не так готовы, как нам хотелось бы».
Засекреченные командно-штабные учения «показали нам, что войны [в Ираке и Афганистане] истощили нашу боевую устойчивость», как объяснил другой сотрудник Министерства обороны США, используя военный термин, обозначающий способность вести продолжительные боевые действия. Учения проводило Министерство обороны США, и в них приняли участие некоторые другие федеральные агентства.
В последние несколько месяцев высокопоставленные офицеры американских вооруженных сил начали называть путинскую Россию «экзистенциальной угрозой» для США. И результаты проведенных учений — а также очередное наступление поддерживаемых Россией ополченцев на Украине — лишь подтверждают эти опасения.
Однако эту обеспокоенность относительно готовности и боевой устойчивости разделяют не все — в том числе в Пентагоне. Кроме того, пока даже не существует единого мнения о том, какого рода угрозу представляет собой путинская Россия. Все представители аппарата американских служб безопасности признают, что Москва имеет примерно 4 тысячи единиц ядерного оружия, третий в мире военный бюджет и воинственно настроенного лидера. Однако пока единого мнения относительно степени вероятности угрозы со стороны России не существует.
«Война между Россией и НАТО является маловероятным сценарием, учитывая тяжелые последствия, с которыми столкнется Россия. Помимо сокрушительного ответного удара, который она может спровоцировать, стареющая военная техника и ограниченные логистические возможности России делают успешную атаку очень сложной для нее задачей, – сказал изданию The Daily Beast один сотрудник американской разведки. — Коротко говоря, вероятность прямого конфликта с Россией низка, и подобная ситуация связана с высоким риском. Проблема, которую представляет собой путинское непредсказуемое руководство, заключается в том, что события, имеющие низкую вероятность, становятся немного более возможными».
В конце концов, вооруженные силы США обладают превосходством во многих отношениях. Однако даже в тех сферах, где у них есть превосходство, присутствуют определенные ограничения — серьезные ограничения. Если говорить о военно-воздушных силах, к примеру, то США придется опираться на измотанных военными действиями летчиков-истребителей и ограниченную эксплуатационную надежность их самолетов. А необходимые беспилотные самолеты-разведчики нужно будет доставлять из других горячих точек.
«В борьбе с таким противником, как Россия, мы не можем надеяться на такое безусловное господство в воздухе, какое у нас было в ходе конфликтов после 11 сентября, — пояснил один из источников из Министерства обороны. — Любой значительный конфликт с таким противником, как Россия, означает, что нам понадобится привлечь летчиков и ресурсы, которые сейчас задействованы в других частях земного шара, и в таких масштабах, которые минимизируют их способность подготовиться к бою подобного рода».
Этот чиновник добавил: «Вероятно, мы вполне способны обеспечить такую военно-воздушную мощь, которая позволила бы нам и нашим союзникам одержать верх в сражении высокого класса, однако нынешнее состояние наших военно-воздушных сил заставляет в этом усомниться».
Примерно в то же время, что и штабные учения, в июне армия США совместно с союзниками по НАТО также провела четыре крупных полевых учения, получивших название «Союзнический щит», в которых приняли участие 15 тысяч военнослужащих и 19 стран-членов альянса. В марте Россия провела свои собственные учения, в которых приняли участие 80 тысяч военнослужащих.
«В центре учений оказались те районы, которые стороны считают наиболее уязвимыми: члены НАТО сконцентрировались на странах Балтии и Польше, тогда как Россия в первую очередь сосредоточилась на Арктике и Крайнем Севере, Калининграде, оккупированном Крыме и областях на границе с такими членами НАТО, как Эстония и Латвия», — так охарактеризовали эти маневры авторы одного доклада.
Как и кабинетные учения, результаты учений «Союзнический щит» показали, что США не смогут обеспечить длительные военные действия против России.
Более того, российская смесь отрядов специального назначения, агентов на местах, уже превратившейся в оружие пропаганды, кибер-шпионажа и тайных нападений заставляет многих представителей вооруженных сил США задумываться над тем, как стоит реагировать. Разумеется, они хотят положить конец агрессии России — особенно если Путин попытается пойти в наступление на одного из членов НАТО в Прибалтике. Однако они не знают, как это можно сделать, не встав на путь, ведущий к третьей мировой войне. Особенно теперь, когда Россия заявила о том, что она рассматривает возможность применения ядерного оружия в рамках обычного вооруженного конфликта.
Анна Немцова из издания The Daily Beast, которая в настоящее время находится на Украине вместе с американскими военными, спросила одного из них, что они будут делать, если их внезапно окружат поддерживаемые Россией силы.
«Дайте подумать, это сложный вопрос», — ответил этот американский солдат.
На одной из недавних пресс-конференций генерал армии Рэймонд Одиерно (Raymond Odierno), начальник штаба сухопутных войск США, заявил, что учения НАТО в Европе выявили даже мельчайшие проблемы, которые могут привести к серьезным последствиям в случае конфликта с Россией.
«Один из вынесенных нами уроков — это логистические проблемы в Восточной Европе. К примеру, в Восточной Европе не такая железнодорожная колея, как в Западной Европе [где США обычно вели подготовку], и это усложняет процесс снабжения. Таким образом, мы выносим очень важные уроки», — объяснил Одиерно.
Более серьезным оказалось предупреждение Одиерно о том, что «только 33%» бригад армии США в достаточной степени подготовлены к противостоянию России. Это намного меньше 60%, которые необходимы. По словам Одиерно, он считает, что армия не сможет достичь требуемого уровня в ближайшие несколько лет.
На пике холодной войны в Европе на постоянной основе находились примерно 250 тысяч американских военных. После первой войны в Персидском заливе численность американского военного контингента в Европе упала до 91 тысячи. Сегодня его численность составляет 31 тысячу, хотя она несколько увеличилась с момента начала скрытого вторжения на Украине.
Тем не менее, многие в правительстве не так обеспокоены, как военные. На самом деле, многие инсайдеры подозревают, что предупреждения Пентагона скорее представляют собой инструмент давления на фоне угрозы бюджетных сокращений. Вооруженные силы хотят добиться, чтобы масштабные сокращения не коснулись их сухопутных войск теперь, когда война в Афганистане сошла на нет.
Лоуренс Корб (Lawrence Korb), старший научный сотрудник Центра содействия прогрессу Америки в Вашингтоне, тесно связанного с Белым домом Обамы и предвыборной кампанией Хиллари Клинтон, считает, что в течение последних двух лет вооруженные силы используют агрессию России в качестве аргумента в битвах за бюджет.
Корб не считает, что учения отражают реальность, отмечая, что США тратят на оборону примерно 600 миллиардов долларов, тогда как Россия — 60 миллиардов долларов. Российское оружие намного менее современное, и Путину пришлось отказаться от своего плана по модернизации стоимостью 400 миллиардов долларов ранее в этом году, когда курс рубля упал.
«Мы их победим. [Российские военные] вовсе не так хороши. Они не настолько современны, — сказал Корб. — Я считаю, что [армия] воспользовалась текущей агрессией России, потому что стало ясно, что мы не будем выдвигать многочисленные наземные войска против таких группировок, как самопровозглашенное Исламское государство».
Вооруженные силы США сейчас говорят о своей обеспокоенности действиями России «точно так же, как военно-морской флот [когда-то] говорил о китайцах», пытаясь избежать сокращений бюджета, добавил он.
Однако генерал-лейтенант Марк Хертлинг (Mark Hertling), который до 2012 года занимал пост командующего вооруженными силами США в Европе, считает, что угроза со стороны России существовала еще задолго до недавних споров о бюджете. И когда он озвучил свои опасения в 2010 году, к нему никто не прислушался.
«Мы начали предупреждать об угрозе со стороны России в 2010 году, но тогда [чиновники Вашингтона] сказали нам: “Вы все еще живете в эпохе холодной войны”. Все, о чем мы предупреждали, уже случилось, однако это мало кто заметил», — отметил Хертлинг.
«Все сводится к отсутствию доверия между правительством и вооруженными силами, — добавил Хертлинг. — Мы следили за действиями России, а они между тем увеличивали не только свой военный бюджет, но и скорость операций и разработки нового оборудования. Они постоянно демонстрировали агрессию и шли на провокации, несмотря на то, что мы пытались сотрудничать с ними».
С тех пор численность сухопутных войск США резко сократилась — на 80 тысяч военнослужащих. Если Конгресс одобрит тотальное сокращение бюджета, называемое секвестром, численность сухопутных войск сократится с 450 тысяч до 420 тысяч человек, что сделает их самыми малочисленными американскими наземными войсками со времен Второй мировой войны. Одиерно назвал такие цифры опасными.
«Безвыходная ситуация с бюджетом вынудила нас понизить уровень готовности до исторически низкого уровня», — заявил Одиерно на одной из пресс-конференций в июле.
В среду, 12 августа, эксперты британского центра European Leadership Network опубликовали доклад, в котором они подчеркнули, что крупномасштабные военные учения лишь накаляют обстановку, а вовсе не сдерживают противника, как было рассчитано.
«Россия готовится к конфликту с НАТО, а НАТО готовится к возможной конфронтации с Россией. Мы не утверждаем, что руководство одной из сторон приняло решение начать войну или что военный конфликт между сторонами неизбежен, но изменившийся характер военных учений остается фактом, и это играет существенную роль в поддержании нынешнего климата напряженности в Европе», — говорится в докладе под названием «Готовимся к худшему: усиливают ли военные учения России и НАТО вероятность войны в Европе?» (Preparing for the Worst: Are Russian and NATO Military Exercises Making War in Europe more Likely?)